Главная » Инструменты »

Cтресс в нашей жизни- надо ли избавляться и так ли он опасен?

Понятие «стресс» уже прочно вошло в нашу современную жизнь. Причем, мы не только часто слышим о нем, но, что самое, неприятное – испытываем его, и … порою, ежедневно. И (по закону сообщающихся сосудов) тут же на возникшую потребность в понимании сути явления  появляется множество ответной информации, количество которой порою растет в геометрической прогрессии. Тут вам и теоретические пространные описания, и различные техники и упражнения для уменьшения воздействия стресса, используя которые, их авторы обещают помочь избавиться от него совсем.

Скажу сразу: информация о том, что нужно избегать стресса, а тем более от него избавляться, не всегда мне помогала. Дело в том, что слова «избегать», «избавляться» рисовали во мне образ, что надо взять какой-то тяжелый предмет и по стрессу этим предметом постучать, чтобы он испугался и никогда не думал даже ко мне приближаться, либо при приближении стрессовой ситуации бежать от нее со всех ног… Игнорировать тоже как-то не получалось, так как в момент воздействия я уже реагирую на внешние раздражители. А от себя, как говорится, не уйти и не убежать.  А если учесть, что «раздражителей» в наше время достаточно, то большое количество советов «избегать и избавляться» вообще кажется для меня неразрешимой задачей.

Тогда я решила не убегать, а, наоборот, повернуться навстречу проблеме и попробовала разобраться…

Сначала я выяснила, что само понятие «стресс» возникло  в XVIII-XIX вв. в физике и обозначало:

 101

силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой,

 

 

и

 102

 

деформацию, возникшую в предмете

под воздействием такой силы.

 

 

 

Перенося данное значение определения на сферу нашей психики, выясняется, что стресс – это моя реакция (психики, тела, эмоций, поведения) на воздействие извне. Но самое интересное в том, что организм, испытывая это воздействие,  начинает сам себе помогать. И доказал это канадский учёный-физиолог Ганс Селье еще в 1936 году, разработав концепцию, подробно описавшую физиологию и стадии стресса.

Согласно данной концепции, механизмы, включающиеся в организме в момент, когда сильный внешний стимул вызывает состояние стресса,  –  гормональные. То есть в организме при стрессе вырабатываются дополнительные дозы гормонов, благодаря которым и происходит адаптация к изменившимся условиям:

  • надпочечники выделяют адреналин, который заставляет кровь быстрее циркулировать, а сердцебиение учащаться,
  • кора надпочечников вырабатывает кортизол, дающий прилив энергии,
  • в передней доле гипофиза образуется гормон стресса пролактин, обладающий широким спектром действия, его уровень повышается даже при малейшем волнении.

И в итоге:

организм мобилизует свои силы для решения вопроса и ситуации.

Концепция Г. Селье выделяет  три стадии стресса:

1. Стадия (реакция) тревоги. Организм мобилизует свои силы, готовится решать ситуацию. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.

2. Стадия сопротивления. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров.

Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.

1033. Стадия истощения. Наступает, если организм не получил отдых или продолжает присутствовать « раздражитель», приводящий к стрессу. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается.

Соотнеся описанные выше симптомы со своим состоянием, можно определить, в какой стадии мы находимся в настоящий момент.

Далее я выяснила, что существует четыре группы симптомов стресса:

Физиологические (реакции организма, связанные с его физическим состоянием),

Эмоциональные (эмоциональное реагирование на внешние раздражители),

Поведенческие (реакции в состоянии стресса – крик, подавленность, суетливость и т.д.),

Интеллектуальные (влияние на память, концентрацию, мышление).

Чаще всего возникают ситуации, когда реакции человека могут проявляться на всех четырех уровнях сразу – физическом, интеллектуальном, поведенческом, эмоциональном. И помогать себе необходимо на всех этих уровнях, тогда происходит накопление энергии, сил и повышается устойчивость к внешним воздействиям. Или, как говорится, увеличивается стрессоустойчивость.

То есть, если работать в комплексе на всех четырех уровнях, то результат будет намного продуктивнее. Значит можно найти инструменты, применяя которые, мы сможем не только справиться с воздействием стрессовых ситуаций, но и создать свой стрессоустойчивый  ресурс. И вот какие инструменты нам предлагаются:

  1. Физиологические инструменты: зарядка, физические упражнения,  режим дня, питание.

Ученые выяснили, что для защиты от плохого настроения и депрессии вам помогут именно физические упражнения, которые могут оказаться лучшим “лекарством” и  значительно улучшат ваше состояние.

  1. Эмоциональные инструменты.

Например, можно снять эмоциональное и физическое напряжение в теле, благодаря танцам.

Танцетерапия – модное и популярное направление современной медицины. По мнению психологов, у каждого из нас есть свой защитный панцирь из скованных мышц. Танцуя, человек освобождается от него, и душа его обретает гармонию.

И для этого совсем не нужно звать к себе гостей или выбираться к друзьям, ходить в танцевальную студию (хотя все это тоже замечательно). Можно просто, вернувшись с работы вечерком усталыми и нервными, включить свою любимую музыку, встать перед зеркалом, улыбнуться своему (как вам кажется) донельзя измученному дневной суетой отражению и … начать пританцовывать. Вы сразу почувствуете, как избавляетесь от накопившегося за день негатива. Доказано, что у человека, который танцует, улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет. Помните, что танцетерапия совмещает в себе как физические упражнения,  так и эмоциональное расслабление.

  1. Работа с развитием мышления, и если нужно, его изменением. Это настрой на позитив, ведение дневника, в котором можно поделиться своими мыслям, отметить события дня и провести небольшой анализ, разбор (способствует включению «внутреннего наблюдателя», отстраниться от ситуации и посмотреть со стороны и  понять причины  происходящего с нами).  Ну и, конечно, чтение!
  2. Поведенческие инструменты.  Это, прежде всего, анализ своего поведения и решение действовать по-другому.  Есть мудрая  фраза «если не можешь изменить направление ветра, то измени направление паруса».

 

Итак, есть инструменты, при помощи которых можно накапливать свой ресурс для решения  возникающих задач и проблем более позитивно и результативно. В результате мы начинаем брать ответственность за свою жизнь на себя. Будем помнить, что если мы сами создали ситуацию, значит,  мы можем её изменить. Тогда стресс – это приключения, уроки, проходя которые мы обретаем мудрость, новые навыки, радость и уверенность. Важно помнить, что не обязательно надо ждать, когда совсем станет тяжело и только тогда начинать помогать себе и своему организму. Гораздо эффективнее работать, что называется, на опережение, тогда при возникающих новых ситуациях у нас будут как физические, так и эмоциональные и интеллектуальные ресурсы. В результате поведение, действия будут гармоничнее и результативнее. И когда мы начинаем жить в режиме «заботы о себе», то сама жизнь начинается также о нас заботиться. Самый близкий и дорогой человек для нас – это мы сами.

 

Светлана Наказненко, психолог

 

Комментарии закрыты.