Главная » Инструменты »

Как волшебное слово «спасибо» помогает в управлении персоналом.

Почему «спасибо» вдохновляет сотрудников

В любой группе (объединяющей, например, сотрудников отдела или компании) очень сильны социальные поведенческие мотивы. Желание подняться над другими, выделиться – основа карьерной мотивации. А похвала лидера всегда немного возвышает члена группы, выделяет его среди других. Человек, которого похвалил признанный лидер, чувствует себя чуть важнее остальных. Если же похвала обращена к отделу, его сотрудники ощущают себя лучше, чем работники других подразделений.

Кто особенно хорошо реагирует на похвалу

Похвала замечательно действует на людей с невысокой самооценкой, а также на тех, кого до этого вообще мало хвалили. Например, один мой сотрудник, классический «настоящий мужчина», немногословный суровый молодой человек, стал постоянно выдвигать идеи и предложения – но только после того, как я начал благодарить его за самые незначительные успехи. Очень хорошо реагируют на похвалу и те, кто привык держать свое мнение при себе и одергивать себя на каждом шагу. После нескольких Ваших «спасибо» они перестают бояться выражать свои мысли и проявлять инициативу, потому что видят, что все это принимается с благодарностью.

Те же, у кого самооценка завышена, на благодарность реагируют слабо. Поступите так: сначала просто объективно оценивайте, насколько успешно решил сотрудник ту или иную задачу (это позволит сделать его самооценку более адекватной), и только потом начинайте благодарить за хорошее.

Как рассказ Владислава Третьяка помогает в бизнесе

Однажды в беседе с Вашим коллегой именитый вратарь рассказал, как его, тогда тринадцатилетнего мальчишку, тренер взял на игру запасным вратарем. Владислав сидел на скамейке запасных, но вдруг вратарь его команды получил серьезную травму – шайба влетела ему в лоб (защитных масок у вратарей в то время еще не было). Мальчишку привели в ужас лужа крови на льду и голос тренера: «Владислав, иди на ворота!». Всю игру Третьяк думал лишь о том, как бы увернуться от шайбы, чтобы тоже не получить ею в лоб. Игра закончилась со счетом 9 : 2, команда Третьяка проиграла. Он ждал взбучки от тренера. Однако услышал: «Молодец. Хорошо стоял!». Наблюдательный тренер заметил волнение подростка и оценил его самообладание. По мнению Владислава, эти слова вселили в него уверенность и во многом помогли добиться высот в хоккее.

Да, ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как похвала. Ваш коллега, которому Третьяк рассказал свою историю, всегда об этом помнит. Теперь этот Генеральный Директор минимум три раза в месяц говорит спасибо каждому сотруднику, причем отмечает не только хороший результат, но и стремление к нему. Это вселяет в работников желание трудиться еще эффективнее. Лучшим подчиненным глава компании пишет от руки поздравительные открытки с Новым годом, такие же поздравления отправляет родителям отличившихся сотрудников. Ваш коллега уверен, что хвалить работников очень важно: это позволяет избежать так называемой ловушки сытости, когда сотрудникам становится не достаточно хорошей зарплаты.

Из опыта Владимира Моженкова, Генерального Директора ООО «Ауди Центр Таганка», Москва

Как правильно хвалить сотрудников
На основе своего опыта могу сформулировать несколько правил.

1. Хвалить надо за то, что выгодно предприятию. Поощряйте каждую положительную мелочь, а как только наблюдаете прогресс, благодарите за более весомые достижения. Я по-прежнему хвалю руководителя службы по работе с клиентами за любое удачное решение – чтобы максимально развить его самостоятельность; поощряю операторов колл-центра за то, что они старательны в обучении и выполняют все мои требования; высказываю одобрение сотруднику, который занимается сбором статистики, за то, что он проявляет интерес к обучению и стремится к развитию; говорю спасибо моему агенту по закупкам в Китае за то, что он договаривается о выгодных ценах и хороших условиях работы.

2. Ни в коем случае не хвалите авансом. В общении с другим моим сотрудником я допустил ошибку: одно время хвалил его за то, что еще не сделано. В результате получил то, за что поощрял: работник перестал доводить дела до конца («а зачем? Ведь хвалят за процесс, а не за результат!»).

3. Не перехваливайте. Чрезмерное одобрение может дать противоположный эффект: сначала человек старается соответствовать сверхожиданиям, но потом перестает воспринимать вообще любую похвалу. Вполне достаточно простого «Молодец! То, что нужно!». Никаких превосходных форм в выражении благодарности не требуется.
По материалам Журнала “Генеральный директор”.

Комментарии закрыты.