Главная » Инструменты »

Кризис на рынке, как активатор психологических защит

Кризис на рынке, как активатор психологических защит

 

Каждый  удачливый предприниматель, с которым я пересекался в жизни: однозначно психолог-практик. Но наука психология богата теорией, которая остается бизнесмену недоступной из-за сложного и витиеватого изложения в спец.  литературе.  С вашего позволения, хочу поделиться практическими примерами психологических защит.

Зачем?

Психологические защиты нужны человеческой  психике для того, чтобы уберегать себя от сильных переживаний и душевной боли. Это природное стремление психики к балансу:  “Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния безопасности”

Человек стремится к безопасности во вторую очередь после удовлетворения физических потребностей, таких как голод и жажда, это понятно  из пирамиды Маслоу. (не знаем что это – гуглим).

А в кризисные времена особенно обостряются всевозможные защиты.

Почему?

Так уж устроена психика человека, а предприниматель не робот, он  человек. Он не может не испытывать эмоций и потрясений, которые в кризисное время на каждом шагу.

Перечислю способы психических защит: отрицание, забывание, вытеснение, проекция, интеллектуализация.

Сейчас мы поговорим об отрицании в бизнесе.

Часто, защита действительно нужна, чтобы сохранить свою «крышу» и не сойти с ума. Например, если человек узнал о смерти близкого человека, отрицание – есть защита необходимая для сохранения психики в норме при ударе от потери, это временное отрицание факта потери.

Другое дело, когда отрицание врывается в профессиональную повседневность, когда предприниматель, желая избежать поиска решения проблем, просто их бессознательно не видит, отрицает. Я не раз сталкивался с тем,  что менеджеры искажают реальность, отрицая то, что происходит в компании или на рынке. Я бы назвал это эффектом «царя горы», когда лидерство давно в прошлом, маленькие и быстрые конкуренты «отгрызают» большие доли рынка, а менеджеры отрицают факт «смерти и потери» рынка, искажая реальность парадигмой – «У НАС НЕТ ПРОБЛЕМ»  искусственно продлевая  психологическую стабильность. Понятно, что кризис приходит, несмотря на психические защиты. Но ведь  человеческая природа такова (она имеет психологические защиты)  и  это надо учитывать, при определении слабого звена в системе, которое подчас и есть это самое отрицание.

 

e

 

Или вот такой пример: часто руководитель компании «отрицает» регулярный менеджмент, который необходим для перехода ее из жизненного цикла «тусовки» в «механизацию», аргументирую тем, что мы одна семья и нам не нужны стандарты и алгоритмы, что бы быть эффективными и результативными. Но ведь «законы бизнеса», как и законы Мироздания не обманешь. Либо мы переходим на следующий этап, либо организация освобождает место для тех, кто смог «механизироваться».

 

r

 

Или  руководитель откладывают решение ключевых сложных задач на «завтра»,  что по сути есть отрицание, что «ПРОБЛЕМА ЕСТЬ» и ее нужно решать сейчас.

Или когда работники указывают на дисфункциональную  проблематику и сообщают о ней, а руководитель отрицает ее (пряча голову как страус), что ведет со временем к патологии, которая приводит к очень плачевным последствиям для системы бизнеса.

Всем нужно зеркало рефлексии «в полный рост». Отрицание искажает восприятие реальности, но увидеть его человек самостоятельно не может, так же как и компания, «повязая» в коллективной иллюзии,  не способна  увидеть собственное отрицание, поэтому личность обращается к психологу, а компания к кому придётся.

 

Дмитрий Чуприна,
Эксперт по организационному развитию.

+ 7 777 409 95 27

www.chuprina.kz

 

 

 

Комментарии закрыты.