Основы классической буддийской медитации

В наши дни почти каждый человек уже что-то слышал о медитации, некоторые пробовали ее проводить, более или менее успешно, кто-то занимается целенаправленно той или иной ее разновидностью. Существует огромное количество литературы, которая зачастую лишь путает людей.

В данной статье мы опишем простыми словами главные принципы и элементы восточной медитации, в том понимании, как ее изучают и практикуют в буддийской традиции. Причем, здесь мы не затрагиваем религиозные и глубоко духовные аспекты, хотя духовная сторона практики медитации являются основным ее наполнением и содержанием. Мы рассмотрим медитацию как эффективный метод саморегуляции и совершенствования сознания человека, а значит его духовной и физической жизни.

Слово «медитация» пришло к нам с Запада, оно отражает то, как западные люди воспринимали восточные методы работы над своим сознанием. Отбросим же западную призму и обратимся к оригиналу. Медитация в Азии в полном смысле всегда передавалась двумя словами – «саматта-випашьяна» в Юго-восточной Азии, «чжи-гуань» в Китае, «чи-кан» в Японии – что переводится как «прекращение» и «постижение». Другие азиатские синонимы медитации – Дхьяна (сосредоточение, углубление), Саматхи (устойчивое состояние сосредоточенного сознания), Чань и Дзэн (что буквально можно перевести по-западному как «Путь медитации»).

Распространенные школы Чань в Китае и Дзэн в Японии были лишь углубленным развитием того или иного аспекта медитации. Первым и виднейшим практиком и теоретиком медитации в Китае был Тянь-Тай, его считают первым патриархом школы Чань, хотя его главной духовной практикой было Учение Лотосовой Сутры. В Японии его приемником был вначале основатель школы Тэндай – Дэнгё (Сайтё) – также подвижник Лотосовой Сутры (ее перевод уже есть на русском), а затем в рамках дзэнской традиции – знаменитый Догэн (есть отличный дублированный одноименный японский фильм про него), и в XX веке последним из великих был наставник дзэнской школы Риндзай – Моку-рай («Молчаливый Гром»), под его руководством обучался Преподобный Нитидацу Фудзии, он был Учителем Тэрасавы-Сэнсэя, который часто приезжает в Среднюю Азию, на Тянь-Шань.

Итак, «прекращение» чего? – Любого движения мыслей и тела, любого отвлечения от заданного объекта сосредоточения, всего лишнего, ненужного, наносного, искусственного, и, если хотите, – это значит снять с себя маску, которую мы носим с социуме, стать самим собой. Ведь даже во сне мы зачастую не становимся сами собой и продолжаем играть навязанные роли. Когда же мы сидим в медитации, мы не отключаемся и не спим, это состояние глубокой осознанности и тонкого восприятия всего, что происходит в первую очередь внутри нас самих. Это не значит, что мыслей совсем нет, но они не блуждают, они ясны, они как тихий поток реки, на берегу которой мы сидим и наблюдаем за этим потоком, мы больше не вовлечены в поток.

Что значит вторая составляющая медитации – «постижение»? Это углубление внутрь себя, погружение в сокрытые пласты своего сознания (или подсознания), приближение и слияние со своим истинным подлинным «Я» (или освобождение от собственного ложного «Я», от своего Эго), самопознание, освобождение от уз неведения, постижение чистого знания, прежде всего о самом себе, обретение ясного видения и мудрости. Постигают нечто высшее, что стоит над нами (причем это постижение бесконечно, ведь априори это нечто – до конца непостижимо), Бога, Всевышнего, своей Истинной Природы, «природы Будды», обретение Просветления и достижение Пробуждения.

Не будем же пока ставить слишком высокие и загадочные цели. Если же вы решитесь поставить планку повыше, то и достигните более высоких результатов. И все же во внутренней практике амбиции рано или поздно станут препятствием, а вот альтруизм и человеколюбие могут стать сильнейшим стимулом к самосовершенствованию.

Итак, с чего начать, если вы решили приступить к практике медитации? – Как и в любом деле – с мотивации. Вы должны прийти к осознанию, что такая внутренняя практика упражняет ваш дух и внутреннюю сущность, подобно тому как тренировки укрепляют и оздоравливают ваше тело. Вы должны поверить в медитацию как в эффективный инструмент саморегуляции и обретения внутреннего единства, или же по минимуму – как в метод развития работоспособности и сосредоточенности.

Далее, вам понадобится выделить время и создать спокойную окружающую обстановку. Идеальное время для медитации – раннее утро, до и во время рассвета, если вы хотите использовать ее как инструмент повышения собственной эффективности и работоспособности, для плодотворной деятельности и лучшего планирования своей жизни. Медитация идеально предшествует вашему утреннему «Золотому часу». Вы также можете заниматься ею вечером перед сном, это поможет успокоиться после трудового дня, все разложится по полочкам само собой, вы сможете перейти к ночному отдыху в полной гармонии с самим собой. Полезно знать, что эффективная медитация сократит необходимую продолжительность сна. Общая длительность медитации может составлять от 10 до 30 минут и более. Намного важнее систематичность и ежедневность, чем длительности и усердие. Выберите спокойный уголок у себя дома, это может быть место перед вашим алтарем или там где вы собраны ваши самые сокровенные и красивые умиротворяющие предметы.

Тем, кто знаком с аутотренингом или НЛП (нейро-лингвистическим программированием), будет легче освоиться с медитацией. Приглушите свет, поможет зажженная свеча в качестве объекта концентрации. Постарайтесь, чтобы вокруг не было отвлекающего шума. Сядьте по-турецки скрестив ноги, кто знаком с йогой – попробуйте войти в лотос или полу-лотос, можно также сесть поджав ноги под себя, как в японской чайной церемонии или дза-дзэн. Желательно не использовать стул, можно подложить подушку. Главное, чтобы ноги были не слишком ниже, а почти на уровне центральной части туловища.

Вообще, центрирование и внимание к дыханию – главные два секрета успеха в медитации, также как и в любом деле. Дыхание важно и в физических нагрузках, и в ораторском искусстве, и особенно в боевых единоборствах, но тем более в работе со своим сознанием. Дыхание должно быть глубоким, с особенно длинным выдохом, в основном низом живота, с концентрацией на «дань-тянь» – точке на три пальца ниже пупка – центральной точке всего тела, а значит всего нашего бытия. Центрирование самый важный инструмент концентрации и владения собой, а также окружающей вас ситуацией. Центрирование дает чувство целостности, устойчивости, управления, сосредотачивает жизненную силу и энергию, это наш тыл. Просто-напросто все внимание (вместе с дыханием) направьте на ту центральную точку «дань-тянь», во всех ощущениях отталкивайтесь от нее.

В классической восточной (буддийской) медитации слова не применяются, а сразу переходят к невербальному состоянию сознания. Хотя на начальном этапе вам могут помочь аффирмации и логоритмы действий, а также спокойная музыка. Более важны яркие и устойчивые образы. Вы можете вспомнить самые лучшие мгновения своей жизни, это могут быть приятные воспоминания из детства (в глубоком детстве вы были самим собой), или на пляже (солнце, море, свежий воздух), когда вам было хорошо, комфортно, целостно. В дальнейшем, после многих месяцев или лет практики медитации, даже образы вам не понадобятся, в считанные мгновения вы сможете погружаться в безсловестное и безобразное состояние внутреннего покоя и единства.

Закройте глаза, расслабленно положите ладонь одна на другую напротив той центральной точки «дань-тянь» внизу живота, сомкните большие пальцы рук. На первых шагах в пути практики медитации помогает, например, такая визуализация. Представьте, что вы глубоко в горах Тянь-Шаня, на Планетарном Око – озере Иссык-Куль, спокойно лежите на воде, ясное небо, солнце, вы спокойны и расслаблены, вы погружаетесь в воду, она тепла и приятна, вы свободно и глубоко дышите, и все глубже погружаетесь на дно, приближаетесь с своему истинному «Я», все глубже в недра своего сознания, которое безгранично как Вселенная, вот вы уже касаетесь самого дна и сливаетесь со своей исконной природой, обретаете целостность и единство, вы наедине сами с собой, и пребываете в таком состоянии в безмолвии и безмятежности несколько минут. Затем постепенно поднимаетесь со дня и медленно достигаете поверхности воды, это ваша внешняя оболочка сознания, вы снова спокойно лежите на поверхности воды, ясное небо, солнце, с каждым вдохом вы наполняетесь свежей энергией, теперь вы готовы к решению любых жизненных задач, вы открываете глаза, медитация закончена, спонтанная медитация в любое мгновение жизни продолжается…

Таким образом процесс классической медитации можно разделить на несколько составляющих: 1) создание внешних и внутренних условий, подготовка; 2) правильное положение тела, дыхание, (кон)центрирование; 3) яркий образ и вхождение в глубокое состояние сознание; 4) устойчивое состояние погружения в себя и в тоже время ясное осознание происходящего, удерживание этого состояния; 5) постепенный возврат к обычному состоянию и выход из медитации; 6) сохранение результатов и их применение в реальной жизни, опробование медитации в жизнедеятельности.

Существует всего 4 способа традиционной восточной медитации: 1) сидячая; 2) в ходьбе; 3) комбинированная (сидячее-ходячая); 4) и спонтанная (в действии, в любом проявлении жизни). Последний вид – высший пилотаж, применяется мастерами в боевых искусствах, а также топ-менеджерами для эффективного решения сложных задач. Главная суть и цели медитации – единство в мыслях, великое сердце, широкая душа, любящая доброта, мудрость.

Практическое применение и польза медитации: освобождение от страхов (вместо храбрости и мужества – полное бесстрашие и бесстрастие), развитие стрессоустойчивости, обретение ясного и объективного видения себя и окружающего мира, полная осознанность, перезагрузка, и многое другое. Медитация – это по сути безмолвная и нерелигиозная молитва.

 

Сергей Коростелёв,

sergii.korostelov@gmail.com

эксперт по буддийской философии и медитации, 20-летний стаж буддийской практики, обучения и странствий по странам Евразии под руководством Тэрасавы-Сэнсэя, автор постоянно действующего проекта «Духовный туризм в Азии»

 

Комментарии закрыты.