Мозговой штурмМозговой штурм — это один из лучших творческих подходов в современном маркетинге.

Поиск различных идей и стратегических решений групповым креативным мышлением в течении одного часа поможет найти до 100 решений. Ваша главная задача — организовать и отфильтровать все самое ценное.

В мире известно множество разновидностей схем «мозгового штурма», по-другому его еще называют «мозговая атака». Предлагаем Вам рассмотреть схему, которая была составлена с учетом различных особенностей поведения руководителей. Эта схема состоит из нескольких фаз:

Фаза №1. Подготовка к мозговой атаке

Выбор проблемы и ее обработка путем индивидуальных реактивных приемов.  Задача — «Как можно преуспеть в определенной области?». Далее идет выбор главного пути для решения выдвинутой проблемы и тестирование всех появляющихся путей в поле сознания.

Нужно обязательно убедиться в том, что все участники хорошо поняли суть имеющейся задачи. На данной фазе много ограничений накладывать не нужно. Эта подготовительная работа дает предпринимателю возможность оценить суть проблемы, а также сделать правильные выводы об основных направлениях групповой работы.

Фаза №2. Формирование креативных групп для мозговой атаки

Самый наибольший успех «мозгового штурма» может быть обеспечен лишь при соблюдении условий:

  • Группа в среднем может состоять из 10 человек различного пола и возраста. При этом социальный статус участников обязательно должен быть равным.
  • В группе должно быть лишь несколько человек, которые являются сведущими в рассматриваемом вопросе.  Это необходимо для предоставления полного простора воображения участников. Лица, которые обладают специальными знаниями или слишком искусные в каком-то деле — нежелательны. Их стремление осмыслить высказываемые идеи по отношению к имеющемуся опыту может сковывать воображение остальных участников.
  • Обсуждение проблем должно проходить в комфортной, непринужденной обстановке. Все участники должны быть в расслабленном состоянии. Кресла расположите по кругу. Стол в данном случае не обязателен.  Потребуется несколько ватманов.
  • Руководитель может быть ведущим “мозгового штурма”, но ему нужно строго воздержаться от давления на участников. При этом поток идей должен быть свободным.
  • В группе должны быть назначены «секретари-наблюдатели», которые будут фиксировать поведение ораторов и все их высказывания.

Фаза №3. Процедура «мозговой атаки».

“Мозговую атаку” разделяют на 3 основные этапа:

— Вступление

Оно длится около 15 минут. Ведущий должен говорить о сущности метода, разъяснять правила действий участников, объявлять задачу.  Все проблемы должны быть записаны на доске. Ведущему следует объяснить причину выдвижения выбранной темы, а затем попросить участников предложить ему свои варианты формулировок, которые он также должен записывать.

— Генерация идей

Все участники дискуссии высказывают свои идеи в свободной форме.  Их тоже нужно фиксировать на доске. Но как только произойдет задержка с выдвижением идей, ведущий просит всех участников поразмышлять над проблемой и посмотреть на доску. Обычно после небольшой паузы появляются новые идеи. А если этого не происходит, выдаются подготовленные бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.

— Вопросы

Простой пример: «Как сократить издержки производства?» или «Где кроются резервы конкурентоспособности?», «Какие факторы влияют на благоприятную среду в коллективе?»  и т.п.

Фаза № 4. Заключение

Эта фаза мозговой атаки может быть в 2 вариантах:

Классический вариант

Ведущий благодарит всех участников за проделанную работу, после чего сообщает им, что высказанные идеи обязательно будут доведены до сведения опытных специалистов, которые оценят их с точки зрения применения на практике. Если вдруг у участников «мозгового штурма» возникнут новые идеи, они смогут передать их руководителю дискуссии в письменном виде. Но, как видите, это не самая лучшая процедура для завершения «мозгового штурма».

Облегченный вариант

В данном случае оценка идей осуществляется участниками брейнсторминга. Здесь могут быть использованы разные приемы:

  • Участники дискуссий разрабатывают свои критерии оценки идей, а затем эти критерии выписывают на доске, располагая их по степени важности.
  • Все выдвинутые идеи группируют по соответствующим основаниям, различающимся содержанием.
  • Определяют наиболее перспективную группу идей. Каждую мысль в этой группе оценивают в соответствии с критериями оценок.

Определяют самые «дикие» идеи, которые затем пытаются переделать в реализуемые. Каждый участник, словно вновь проделывает «мозговой штурм» лично для себя, создавая нечто новое на основе зафиксированных идей. Группа выбирает более ценные идеи, после чего располагает их по степени их важности, предлагая их внедрение в практику.

Распространение самых ценных идей, направленных на то, как преуспевать на рынке по определенным сферам производства:

  1. планирование и прогнозирование;
  2. маркетинг;
  3. управление персоналом;
  4. управление производством.

Метод мозговой атаки

Генерация идей;

Селекция идей;

Получение решений.

Главные этапы мозговой атаки

Подготовка к «мозговой атаке»;

Проведение «мозговой атаки»;

Запись идей.

Мозговая атака этап №1

Подготовка организаторов к совещанию;

Изучение проблем и вычленение технических, организационных или экономических противоречий, которые мешают внедрению известных решений;

Четкая формулировка целей атаки;

Тщательная подготовка предварительных вариантов решения;

Подбор участников.

Мозговая атака этап №2

Проведение атаки;

Создание дружелюбной, свободной атмосферы;

Раскрепощение внутреннего контроля человека;

Побуждение к выдвижению оригинальных идей;

Запрещение критики выдвинутых идей;

Запись предложений в наглядном виде.

Мозговая атака этап №3

Запись идей на ватмане;

Запись на аудио-носители,

Наглядная запись на доске,

Сохранение.

Причиной неудачного мозгового штурма является отсутствие четких целей!

Задача мозговой атаки — получать множество креативных идей, предназначенных для ответа на поставленную задачу.  Проблему лучше всего заявить в виде детального вопроса.

Одно из основных правил мозгового штурма — запрет на критику. Ведущий должен сразу же пресекать попытки дать оценку высказываемым идеям. А для этого существует четвертая фаза мозговой атаки, когда всем предоставляется возможность выступать в роли экспертов.

Мозговой штурм нельзя заканчивать неопределенными обещаниями продолжать дальнейшее рассмотрение наилучших идей в будущем. Все участники должны видеть практические результаты, иначе они будут разочарованы и потеряют веру.

Нужно обязательно провести селекцию выработанных идей.

 

Юлия Кобзева

Комментарии закрыты.