Главная » Инструменты »

О приобретении мудрости

Мудрость помогает справляться с различными сложностями, требующими огромного напряжения и сил. Это сочетание всех интеллектуальных качеств и глубокого понимания мотивации и эмоций. Опыт в решении трудных жизненных проблем стимулирует развитие умственных способностей.

Стратегией преодоления называют то, к чему люди прибегают сознательно, но, по утверждениям психоаналитиков, существуют еще бессознательные процессы, которые помогают оправляться от стрессов. Все бессознательные процессы, которые называют адаптивные защитные механизмы — вещи позитивные и очень полезные. Среди них есть самоутверждения, предвидения, самонаблюдения, чувства принадлежности, сублимации и подавления. Предвидение готовит нас эмоционально к неблагоприятным исходам во многих сложных ситуациях. Чувства принадлежности заставляют нас снимать трубку и болтать с друзьями о  тяжело проведенном дне. Переосмысление различных неприятностей —  распространенный, но невероятно эффективный прием. Сублимация дает возможность  преобразовывать все негативные реакции и природные побуждения в конструктивную деятельность. Эти виды защищенности имеют свойства развиваться и становиться более эффективными. Если их использовать чаще, то  устойчивость и способность к адаптации будет выше.

Как же все-таки перейти к личностному росту от переживаний? В основном, все начинается с попыток придать смысл  случившемуся. Все это происходит автоматически, в момент, когда человек пытается определить шаги и совпадения, которые привели к случившемуся событию. Далее происходит попытка воссоздания смысла жизни: создается когнитивное реструктурирование. Внутреннему миру приходится строиться заново,  в нем часто происходят огромные перемены —  в представлении и в мировоззрении о себе.  Этот процесс более осознанный.  Если его нет, то человек, не может смириться с произошедшим.

Другой важнейший фактор — межличностная поддержка. Благодаря множеству сочувствующих людей, а также  общению с ними, мы можем легко раскрываться, а потом расти, поэтому мы имеем больше шансов успешной адаптации.

Баланс между потерями и приобретениями может привести к наилучшему приспособлению. Конечно, это не означает, что для того чтобы расти необходима травма. Ведь в ней нет ничего хорошего, хотя она может за собой повлечь все важные изменения, касающиеся личности. Помимо этого, в результате посттравматического роста, человек может стать более мудрым.

Человеческая мудрость может быть благоприятной для  посттравматического роста, а может и вырасти из него, хотя, для того чтобы  стать мудрым, не обязательно переживать травматические события. В современной психологии есть две основные доминирующие теории мудрости: первая — парадигма Берлинской группы обучению мудрости, а вторая —  теория Стернберга.

1. Парадигма Берлинской группы изучения мудрости

Эту научную парадигму знают все психологи.  Она  определяет мудрость в виде знания прагматических основополагающих сторон жизни, а так же и интерес, относящийся к жизненному поведению, к целям и смыслу нашей жизни.

Ученые считают, что истинная мудрость обязательно должна соответствовать пяти критериям:

  • отличные знания прагматики или фактов жизни, реально высокий уровень информированности;
  • отличные знания об использовании этой прагматики, — «ноу-хау» в сфере принятия решений и разрешения конфликтов;
  • отличные знания большого количества жизненных ситуаций, понимание связей этих ситуаций между собой;
  • признание отличий в веровании и ценностях, а также толерантное отношение к этим отличиям;
  • признание неопределенности, умение с ней  справляться, тактичное отношение к неоднозначности.

Если человек, отвечает всем вышеперечисленным пяти критериям — его можно считать мудрым.

Мудрость не зависима от технического и когнитивного познания. Мудрость — сочетание всех интеллектуальных качеств и глубокого понимания эмоций и мотивации. Опыт в решении сложнейших жизненных проблем стимулирует развитие мудрости.

Берлинские исследователи, изучая мудрость, обнаружили, что, несмотря на распространенное мнение и отношение к мудрости, ею может обладать любой человек, любого возраста. Мудрость стремительно растет в юности, но в зрелом возрасте она может перестать меняться.

2. Теория Стернберга: «Мудрость как баланс»

В этой теории, мудрость является сочетанием неявного знания и практического интеллекта,  применяемого к решению сложных проблем, и ее цель достичь общего блага.  Данный имплицитный элемент, внимание на который обращал сам Аристотель, ученый  Стернберг интерпретирует, как способность улавливать и  гибкость, которых нет ни в одном  формализованном своде правил. Данная теория большое значение придает балансу, словно критерию мудрости.

Мудрость подразумевает сохранения баланса между многими интересами, в которые входят внутриличностные,  межличностные, и внеличностные. Мудрость еще включает в себя баланс между различными способами реагирования, такими как реагирование на окружающую обстановку  и на ситуацию.

Мудрость в основном, требуется в ситуациях, когда необходимо справиться с какими-либо сложными проблемами, которые могут затрагивать множество конкурирующих интересов. Плод мудрости — суждение и совет по решению проблем в интересах всеобщего блага.

Обе рассмотренные модели имеют достоинства. Акцент на балансе, несомненно, важен, но, понятие «общего блага» в себе несет скрытую оценку. И Берлинская парадигма на первый взгляд кажется достаточно полной, на самом деле ей не хватает важного имплицитного компонента мудрости. Ни одна модель не говорит о том, что могло бы являться важнейшей составляющей мудрости, — о главной способности предвидеть последствия своих действий.

 

Юлия Кобзева

Комментарии закрыты.