Главная » Инструменты »

«Отрядная номер шестнадцать» или для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта

Concept of emotion expression in business

«Отрядная номер шестнадцать» или для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта

 

  1. — Вы говорили, что я злая!
    — Добрая!
    — Что я чёрствая!
    — Нет, вы мягкая!
    — Сухая!
    — Мокрая! ..

Нет нужды представлять героиню «Служебного романа». Этот образ у нас прочно связан с представлением о строгом, наводящем трепет и ужас, но в то же время смешном в свое ограниченности начальнике или начальнице. Откуда появляются такие руководители, как героиня фильма? С этой точки начнем разбирать вопрос подробнее.

 

Стать профессионалом в своей области –  дело времени, приложенных усилий и, конечно же, интеллекта.  На это еще малышей настраивают с детства, этому учат в школе.  Нужно быть Мастером, показать класс в выбранной сфере деятельности и все будет О.К.! Поначалу так и происходит.  Дальше специалист делает шаг по карьерной лестнице и вот он уже ЛИДЕР. Есть команда подчиненных, новоиспеченный босс горит желанием добиться выполнения поставленной перед ним задачи, вышестоящее начальство хлопает по плечу: «Ты сможешь! Ты же у нас такой УМНЫЙ». Ответная героическая мысль: «Таких как я со временем у нас будет десять … или двадцать… или сто», – в зависимости от размера рабочей группы. Как бы не так! Профессиональная успешность человека связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть ИНТЕЛЛЕКТА. Однако в большинстве случаев этого недостаточно. Что же нужно? Вот здесь и выходит на сцену наш герой: «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ».

 

По мнению одного из отцов-основателей данной теории Даниэла Гоулмана, любое лидерство всегда имело эмоциональную первооснову. В научный лексикон термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Мэйером, которые и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Краеугольным камнем послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности. В самом широком понимании под эмоциональным интеллектом подразумевается способность к опознанию, пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих непосредственное общение с окружающими. Модель развивалась, формировались научные школы, отстаивающие уникальные особенности своих разработок. Не вдаваясь в перипетии научных дискуссий вернемся в практическую плоскость. Каков он – руководитель, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта?

 

Руководитель понимает себя, умеет справляться с собой

 

Это способность понимать, какие чувства он испытывает, что их вызвало и что с ними нужно делать. Это знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей и умение справляться со своими состояниями и побуждениями. Подчиненные у такого шефа не увидят страха, неуверенности, вспышки гнева или мелочной раздражительности. Воодушевление, радость, спокойствие и уверенность – вот, что лидер демонстрирует своей команде. Способность вести себя достойно в ситуации стресса – сильнейшее качество личности. Джон Ф. Кеннеди говорил, что «неуловимым полушагом от заурядного управленца до подлинного лидера является грациозность под давлением».

 

… и понимает чувства других

 

Умение понимать себя дает возможность разобраться в чувствах других. Понимая эмоции подчиненного, босс может проявить снисходительность во второстепенных вопросах проигнорирует его раздраженные и едкие реплики, но железными аргументами будет отстаивать принципиальные позиции. Это умение поддержит коллегу и подвигнет на новые свершения. Осознание чувств, потребностей и забот других людей и умение регулировать отношения имеет огромное значение.

 

 

Руководитель умеет слушать

 

… и не стремится говорить, когда слушает. Прервать говорящего – значит, проявить невежливость и невоспитанность. Нужно сделать и следующий шаг: многие люди начинают обдумывать ответ, пока собеседник еще говорит. Это мешает правильно понимать сказанное. Слушать следует активно, полностью сосредоточив все свое внимание на этом процессе, внимательно дослушивать до конца, поскольку важно не только то, что вам сказали, но и то, какие эмоции при этом выражали. Говорить с таким собеседником одно удовольствие, потому что, как сказал  Конфуций: «Счастье – это когда тебя понимают!»

 

Руководитель чувствует атмосферу в коллективе

 

Это одновременно и чувствовать атмосферу, царящую в коллективе и умение мотивировать, то есть проявлять эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей.

 

Апофеоз компетенций руководителя, обладающего высоким уровнем эмоционального интеллекта – его социальные навыки, а именно искусство вызывать у других желательную реакцию

 

Не путать с манипуляцией! Здесь тонкая черта, переходить через которую категорически не рекомендуется. Лучше всего об этом принципе сказал Лао-Цзы: «Хороший же лидер говорит мало, а когда его работа сделана, и цель достигнута, люди говорят: «Мы сделали это сами».

 

Мой первый босс и один из моих первых наставников в бизнесе во время наших менеджерских теплых неформальных посиделок называл особенно удачно спетую песню: «Наша ОТРЯДНАЯ НОМЕР ШЕСТНАДЦАТЬ».  Не столь уж важно, что это были разные песни. Они нас объединяли. Они были эмоционально насыщенны и значили для нас гораздо больше, чем отпечатанные на глянцевых обложках Миссии и Ценности нашей компании. Умение руководителя сплотить команду, используя любой повод, формальный или неформальный, и есть проявление ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.  Хочется, чтобы у каждого Лидера и его Команды была своя «ОТРЯДНАЯ ПЕСНЯ НОМЕР ШЕСТНАДЦАТЬ».

 

Рассматриваемая тема очень обширна для столь беглого обзора. На запрос «тренинг эмоциональный интеллект руководителя» Google за полсекунды выдает 160,000 результатов.

 

Поэтому:

Что читаем?

Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 302 c.

Журавлев А.Л. Влияние коммуникативных качеств личности руководителя на эффективность руководства коллективом // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В.Шороховой и др. М: Наука, 1987. 219 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 512 с.

Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. С. 29–39.

Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.

С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 232 с. (Серия «Классика Harvard Business Review»)

 

Что смотрим?

«Служебный роман», 1-2 серии, «Мосфильм» , 1977 год.

«Дэвид Карузо “Эмоциональный интеллект” – YouTube https://www.youtube.com/watch?v=gYLRaIjCwHc

Что такое эмоциональный интеллект – YouTube https://www.youtube.com/watch?v=srNdMcB4d-s

 

Александр Анатольевич Розуменко

 

Добавить комментарий