Принцип 80/20Недавно было обнаружено, что наибольшую часть трафика в сети Интернет занимает совсем незначительный процент сайтов. Такая же ситуация наблюдается в киноиндустрии, где 80% от кассовых сборов собирает лишь 1% фильмов. Но самое удивительное то, что даже в нашей разговорной речи эти пропорции тоже сохраняются. Примерно 80% общения обеспечивается меньше, чем 1% процентом существующих слов.

Первый человек, который внимание общественности обратил на распространенность подобных моделей — итальянский экономист Вильфредо Парето.  Именно он в 1897 году тщательно изучал распределение доходов и материальных благ между работающим населением.

Вильфредо обнаружил, что главную часть от всей суммы доходов получало лишь незначительное меньшинство. Но больше всего Парето заинтересовало то, что пропорции распределения оставались почти одинаковыми во всех странах и во все времена, которые он смог рассмотреть.

Принцип Парето получил широкую известность, названием которого стало Правило 80/20. Практика показывает, во всех видах распределения, примерно, 80% результатов зачастую приходится на долю 20% участников.

Многочисленные исследования, проводимые в бизнесе, четко показывают, на 20% самых популярных видов продукции всегда приходится 80% общего объема продаж.  Но самое интересное, что те же 20% потребителей закупают 80% продукции, а около 20% всех продаж приносят 80% дохода.

Более того, можно даже предположить, что 80% преступлений совершаются 20% преступниками, 80% аварий происходят из-за вины 20% водителей, а 80% потертостей на коврах занимают лишь 20% всей площади.

“80/20” — вовсе не магическая формула, фактическое соотношение редко составляет в точности 80/20. А иногда соотношение между причинами и результатами ближе к 70/30. Отношение между следствиями и причинами редко составляет 50/50.

Принцип 80/20 интуитивен не полностью. И хотя мы предполагаем, что кое-какие вещи будут главнее остальных, мы совсем не ожидаем, что разница, выраженная между не очень важными и важными вещами, будет так высокая и значима, как это обычно получается.

Сегодня легко можно сравнить 2 связанных набора данных, как распределение доходов и людей их получающих, увидеть несоразмерности. Именно поэтому если мы обнаружим, что 80% общей суммы доходов получает лишь 20% людей, то нас это не особенно впечатлит.

В эволюции, в обществе, в бизнесе и в жизни, включая личную жизнь, всегда имеется несколько мощных влияний и вещей, которые действительно имеют значение.  Но кроме этого, существует большое количество фоновых шумов, которые требуют внимания и отвлекают нас, но их лучше всего игнорировать, так как они не имеют особого значения.

Существует много тактических полезных применений принципа 80/20, все они призваны помогать Вашей организации или карьере. В частности, этот принцип можно использовать в переговорах. Позвольте себе сконцентрироваться лишь на стратегических способах, применяемых для использования этого принципа в своем бизнесе.

К примеру, когда фирмы производят слишком много товаров, то можно предполагать, что 20% из всего, что они делают, обеспечивают 80% доходов. Фирмы должны производить меньше, но с максимальной выгодой. Чем бы человек не занялся, фирма должна сконцентрироваться на самых прибыльных и продуктивных действиях и элементах и отделить или оставить все остальное.

Давайте рассмотрим, что именно фирма должна делать меньше? Для начала попробуйте следующее:

1. Меньше собственности

Все любят владеть вещами.  Но они могут подниматься в цене, поэтому принято считать, что владение своей собственностью позволяет контролировать все то, чем мы владеем. Но зачастую правдой является совсем обратное, в жизни, как и в бизнесе, нас начинают контролировать вещи.

Владейте 20%, обеспечивающими 80% контроля. А если вдруг контроль возможен без владения, не владейте тогда ничем.

2.  Приобретайте меньше

Парадоксально то, что прибыль можно создавать без владения, только все равно самый простой для руководителей способ тратить огромные деньги — приобретение компаний, которые могут владеть очень немногим сами по себе. Зачем же тогда использовать капитал для приобретения фирм, когда операцию, направленную на получение контроля можно проводить с помощью незначительного капитала?

3. Участвуйте в наименьшем количестве звеньев в цепочке создания стоимости

Цепочкой создания стоимости называют все виды деятельности, лежащие между концепцией услуги или товара и доставкой их в руки потребителей. Следовательно, она включает дизайн, исследования и разработку, сборку и обработку, производство компонентов, маркетинг и снабжение торговой маркой, продажу, доставку и физическое перемещение, послепродажное обслуживание и другие этапы, которые имеют отношение к отрасли промышленности.

4. Выпускайте как можно меньше видов продукции

Нужно исследовать прибыльность Вашей продукции. Можете предположить, что 20% продукции принесут Вам 80% прибыли. Но по определению вся нижняя половина ассортимента производимой продукции снижает средний уровень всей доходности капитала.  Вполне возможно, что нижняя половина Вашего ассортимента не дотянет до требуемого уровня доходности, возможно, изрядная его доля является фактически убыточной.

5. Сократите количество потребителей

Эта же самая логика применима к потребителям. Зачастую потребители приносят больше прибыли (или меньше), это зависит от ассортимента приобретаемых продуктов и от того, насколько больше  они платят (или меньше). Но часто это все зависит от разницы средств и количества энергии, затраченной на их обслуживание. Основную часть себестоимости в большинстве видов и формах современного бизнеса поглощают накладные расходы. Но анализ накладных расходов по потребительским группам проводят редко, а когда это происходит, то становится понятно, хотя бы приблизительно, что некоторые потребители нуждаются в намного большем количестве накладных расходов, нежели другие, относительно объема производимых покупок.

6. Сократите количество поставщиков

Намного легче думать о выгодности продукта или потребителя, чем о выгодности поставщиков, но выгодность партнеров также важна и различна. Если взять 10 поставщиков и предположить, что каждый человек выставляет Вам счет за поставки товаров на 1 млн. долларов в год. В этом случае принцип 80/20 предлагает такую интригующую гипотезу: 80% стоимости заключаются в 20% поставщиков.

7. Сократите количество работников

Все люди понимают, в каждой организации по объективным причинам имеются люди, которые добавляют больше стоимости, чем они отнимают, в то самое время, как для всех остальных справедливо обратное. Везде, где мы можем легко оценивать индивидуальную производительность, принцип 80/20, оправдывается, безусловно.

Рекомендуемые изменения помогут создать мультипликативный эффект. Но даже если каждая из данных перемен будет достаточно скромна сама по себе, то фирма, которая владеет наименьшей собственностью, приобретает меньше, избавляется от излишней собственности, укорачивает свою производственную линию, сокращает количество видов деятельности, сокращает число потребителей, работников и поставщиков, становится менее сложной, чем вначале.

Сложность увеличивает издержки. Помимо этого, она еще снижает скорость реакции руководителей, делает их глухими к потребительским запросам и обращает их взгляд внутрь самого себя.

Принцип 80/20 четко описывает, как происходят явления, показывает, как добиться наибольшего эффекта наименьшими усилиями. Весь секрет заключен в том, чтобы определять мощные силы, которые способны вызывать непропорционально высокую долю последствий.  И если эти силы смогут Вам помочь, Вы должны их максимизировать и использовать.  А если эти силы могут причинить Вам вред, то их следует устранить.

 

Юлия Кобзева

Комментарии закрыты.