Главная » Инструменты »

Психология толпы — детерминант массового ораторского успеха

Наблюдая за последними событиями в стране, хочется поделиться мыслями. Человеческое поведение в толпе очень отличается от поведения человека в небольшой компании или наедине с собой. Масса людей, в виде толпы, сосредоточенной в одном месте или рассеянная без всяческой зримой связи индивидуумов, ведет себя, словно образуя один организм, обладающий  единой психикой.

У психологии толпы имеются следующие черты:

 Особый симптом «если не вместе с нами, значит, против нас» или «свой — чужой». Существование противника, будь он  реальный или мнимый, давний или недавно выявленный, способно сплотить массу и внутри себя,  и вокруг лидера, к числу которого относится ситуационный  митинговый оратор.  Существующая ненависть к врагу — словно  металлические обручи на бочке, не дают ей распасться. Такой симптом успешно использовали политики  для того  чтобы мобилизовать народ на чрезвычайные усилия, и для того чтобы обеспечить максимальную покорность в спокойное время.

Эмоциональность.  Она значительно превосходит средний индивидуальный уровень всех членов и очень легко стимулируется словесной и зрительной символикой. Эмоции сильно влияют в митинговых речах. Потому как на митинге собираются одинаково настроенные люди, таким образом, действия ораторов-«затравщиков», доводят эмоции до чрезвычайного состояния и огромной силы, действующей в нужном направлении.

При умелом использовании эмоций — можно подобрать ключ к интересу, к доверию всех слушателей, к их памяти.  Красиво эмоционально окрашенную информацию запомнить легче, чем пресную. И, вообще,  положительную информацию запомнить сложнее, чем отрицательную.

Эмоции — довольно мощное и обоюдоострое оружие.  Эмоции легко возбудить, нежели их угасить.  Оратору не всегда удается направить эмоции в правильное русло. Атмосфера толпы, особенно эмоциональная, влияет даже на самых рассудительных и спокойных людей. Человеческие эмоции — трудно контролируемый фактор.

Крайности в действиях и оценках. Обычно  на митинги ходят активисты, люди, обладающие идейным зарядом, всегда готовые к любому действию. Митинг является отцом баррикады.  Именно поэтому в политически напряженных моментах властям запрещено проводить любые собрания, даже вполне безобидные.

Масса людей, особенно толпа по интеллектуальному уровню всегда ниже своих средних представителей.  В большом коллективе может существовать лишь инстинкт.  Разум любого общества —  мышление талантливо-интеллектуальной части. Истину никогда невозможно  обрести большинством голосов. Наука создается не на каких-либо митингах, а в научных лабораториях, на специальных научных симпозиумах, где любой попытке поставить теорию повыше факта навстречу приходит осуждение.

«Эффект унификации»: всегда будь таким как все.  Самое худшее, что может быть — оказаться среди толпы белой вороной. Из этого вытекает дилемма ситуационных лидеров: не нужно выделяться —  будешь отторгнут, не нужно быть похожим на всех — могут не заметить. Нужно соблюдать меру, всегда быть на шаг впереди, но не более. Многим митинговым ораторам, представляющим разные политические партии, нравится подчас инстинктивно, постоянно выступать в роли амплуа, т.е. «рубахи-парня», так же как все — только еще откровеннее и бойчее, только  не особенно-то умнее.

Перед выходом на митинговую трибуну, следует определить Ваш характер, темперамент и ум. Подобные знания всех своих психологических качеств — предоставят Вам возможность правильно определять свой функциональный статус в политическом и деловом сообществе.

Массе собравшихся людей приходится подыгрывать, но от нее самой нельзя требовать внимания и терпения. На митингах, как в сервисе обслуживания, действует принцип «Клиент всегда прав». Оратору необходимо лишь уточнить этот принцип подобным образом: любая публика в своих запросах всегда права. Людям, которые в этом сомневаются, путь к трибуне митинга закрыт.

Члены толпы ощущают свою несомненную правоту, силу и безнаказанность. Этот инстинкт оратору усилить легко, нужно сделать упор на всеобщие интересы собравшейся массы людей, на их эмоции, а также на указание конкретных путей для достижения желаемой цели. Во время митинговой эйфории толпа уверена, что она может все. Такое ощущение всемогущества чаще всего сопровождается игнорированием сил противной стороны. В этот момент ответственность оратора достигает высшего уровня.

Чувства круговой поруки — растворение индивидуумов в большой массе. Оратору нужно учитывать то, что личности участников в митинге во время действа становятся иными.  А вернувшиеся с митинга люди не всегда способны сразу выйти из эйфории митинга. А после того как человек приходит в себя, он не всегда может дать правильное объяснение своим словам, ощущениям, действиям и мыслям.

Феномен митингового сознания

Для того чтобы объяснить рассмотренные митинговые феномены, воспользуемся двумя простыми моделями.

Первой модели можно образно дать название «принцип ромашки», потому что личные интересы членов митинговой массы всегда изображаются лепестками, имеющими различное направление. Пересечением областей в центре обозначают поле интересов всей массы — сердцевина ромашки.

Если все совпадающие интересы индивидуумов суммировать, образуется массив однонаправленной воли, а  разнонаправленные лепесточки несовпадающих интересов или никак не проявятся вообще, или «загасят» друг друга.  Это можно хорошо заметить в речах ораторов, которые выступают «не по делу».

Выявив общее ценностное ядро и завладев общим вниманием публики, нарастает и выливается в спланированное организаторами митинга действие.  Это может выразиться в принятии резолюций и обращений, решений голосовать за определенную кандидатуру и т.д.

Вторую модель, которая носит тоже образный характер, можно назвать «принципом ежа».  Представьте себе предмет обсуждения в виде точки А, расположенной в самом центре системы координат. Именно он не устраивает всех граждан: кто-то хочет по своим представлениям перевести сложившуюся ситуацию из начальной точки А — в А1,  второй  — в точку А2,а  третий — в точку А3 и т.д. Каждый индивид желает предстать в виде вектора, который начинается в точке А, потому как действительность для всех них одна. У всех векторов разная длина, пропорциональная энергии и общественному влиянию личности.

Вырисовывается изображение в виде ежа или лучистой звезды.  От количества иголок у ежа зависит их равнодействующая, которая близка к нулю.  Устремления, которые находятся противоположно друг к другу, нейтрализуют друг друга. В итоге происходит полное взаимоуничтожение, и исчезают эти устремления. Толпа, как и все  общество в целом, становится коллективным субъектом, неравнодушным к собственным  проблемам.

Поскольку «еж» всегда асимметричен, то его равнодействующая отличается от нуля, она колеблется, словно стрелка от компаса в магнитной буре. Но если создать соответствующее устойчивое магнитное поле — стрелка мгновенно остановится. Также и опытный оратор, опирается на ценности массы и зачесывает «ежовые иголки» по одну сторону, словно призывает: «следуйте все за мной!»

Эти две модели ежа и ромашки представляют действия разнонаправленных и разнородных идейных сил. Только ромашка имеет центростремительный характер действий этих сил, а еж — подчеркивает центробежный характер. Целостность и единство центростремительных и центробежных сил в данном анализе настроений толпы определяет поведение за трибуной.

Психологию масс, все ее законы, а также ключи занимают все, кто ставит своей целью удержание и завоевание власти. Знание всего неведомого народу —  азбука профессионального политика в любой социальной системе.

 

Юлия Кобзева

Комментарии закрыты.