Главная » Инструменты »

Развитие памяти и запоминание

Развитие памяти и запоминаниеЧеловеку часто нужно запомнить какую-либо информацию, только почему-то всегда получается так, что о главном — забывается, а все второстепенное и ненужное легко остается в памяти. Почему так происходит, можно ли использовать какие-либо приемы для улучшения памяти? Конечно, можно. Самое главное, запомнить и усвоить всего лишь несколько правил запоминания информации. Остается лишь обратиться к своей памяти, разобраться в том, как она работает, а затем применять различные знания для развития своей памяти в повседневной жизни.

Главное правило ярких впечатлений

В первую очередь, память реагирует на самые яркие впечатления. Все то, что ярко и необычно, чем-то выделяется, запоминается автоматом, без прикладывания особых усилий.

Например, человек легко вспоминает праздники, развлечения, поездки.  Многие люди, даже через год, могут в деталях описать приятные события. Вспомните прошедший Новый год.  Это будет не сложно, потому что яркие впечатления вспомнить намного легче!

Основываясь на это правило, в настоящее время строятся все рекламные ролики, уличную рекламу, музыкальные клипы.  Чем ярче и непривычнее будет информация, тем длительнее она засядет в памяти.

Значимость информации

Приходилось ли Вам замечать, что некоторую информацию Вы помните вопреки всему, другую же забываете, несмотря на усилия держать детали в памяти? Что может определять успешность запоминания? Ну, конечно же, вид информации, подлежащей запоминанию.

Все, что связано с выживанием человека или удовлетворением первичных жизненных потребностей — жизненно важная информация: сведения, касающиеся питания, правила жизни в социуме, знания об опасностях и т.п. Данная информация запоминается без особых усилий и навсегда.

Субъективно важная и интересная для людей информация, которая усваивается без труда, связана со своей личностью, а также все то, что имеет непосредственное отношение к человеческим увлечениям, его привязанностям, эмоциям и чувствам, самоутверждению, жизненным ценностям и профессии, его  личностному успеху. Если Вы являетесь любителем спорта, значит, после просмотра матча, счет и имена более активных игроков Вам удастся запечатлеть в памяти без труда, так как, эта информация отнесена к сфере Ваших увлечений.

Остальная информация наименее значимая для выживания. Человек может жить без нее, выполнять все свои профессиональные обязанности. Вот именно с запоминанием этой информации мы испытываем трудности. Основную часть учебной информации можно отнести к этой группе.

Правило мотивации

Следует убедить себя в особой важности запоминаемой информации. Необходимо представлять, какие выгоды сможет Вам принести это. Ведь когда у нас есть достойная мотивация (причина или побуждающая сила, желание), усвоение необходимых материалов происходит легко, ведь вся мотивированная к запоминанию информация по значимости временно попадает во вторую группу.

Следует учитывать, что умение использовать законы мотивации, заключается в создании какого-то дополнительного, пусть даже и искусственного, толчка к действию. Создавать искусственную мотивацию намного проще, нежели искусственный интерес.

Правило деятельности

Вся информация, с которой человек производит некие действия, запоминается намного лучше. Именно поэтому, чтобы быстрее и лучше запомнить информацию, необходимо проводить над ней определенные действия: сопоставлять, выделять, менять местами, то есть “играть” с информацией. Закон деятельности обладает двойственным значением. С одной стороны, когда знания включаются в определенную деятельность, они усваиваются быстрее, с другой стороны, человек особенно хорошо помнит те знания, которые использует в своей деятельности, но постепенно забывает информацию, которая не используется.

Правило понимания, осмысления, настройки

Пытаться что-либо запомнить, при этом ничего не понимая —безнадежное дело. Только в том случае, когда Вы поймете и осмыслите информацию, Вы сможете помочь своей памяти. Но на запоминание, впрочем, как и на любые другие виды деятельности, надо настраиваться, готовиться, хотя бы несколько минут. Данный этап подготовки может значительно улучшить качество запоминания. А когда мы приступаем к запоминанию, то совсем не обдумываем предстоящую работу, однако, каждое запоминание информации требует своего подхода.

Настройка на сложность материала

Важно знать, перед запоминанием сложного материала нужно подготовиться. Настроиться на сложность необходимого материала можно с помощью его предварительного просмотра, который заключается в беглом просмотре.  Это может занимать до 10 секунд на одну страницу. Если Вы знаете, о чем пойдет речь, Ваша память будет более грамотно воспринимать материал.

Правило предыдущих знаний

Запоминаемая информация взаимодействует с той, которая уже хранится у нас в мозге. Происходит отладка всех ассоциативных связей, сравнение и выделение общих признаков.  Чем больше у человека будет знаний по какой-то теме, тем он лучше и быстрее запомнит новую информацию по ней.

Перед тем, как приступать к освоению какого-либо нового материала, нужно вспомнить, какие именно знания по данной теме у Вас уже имеются. Поэтому попытайтесь проанализировать их и систематизировать, постараться активизировать все имеющиеся знания для правильного установления наибольшего количества связей с усвоенной информацией.

Правило перегрузки памяти (правило торможения)

Следует понимать, что наша память — наш организм, ей тоже свойственно уставать, быть перегруженной. И поэтому, при вливании информации, человек должен делать правильные дозировки.

Преактивное торможение памяти нам помогает запоминать информацию утром, тогда, когда предыдущей необработанной информации еще нет.

Да, часто не получится строить свою работу таким образом, чтобы запоминать информацию только в нужное время. И поэтому нужно придерживаться лишь нескольких простых правил:

  •  И утром, и вечером информация запоминается хорошо. В это время все влияние процессов торможения самое наименьшее. Время для одного занятия, примерно, 30-45 минут;
  •  Перерывы нужны для усвоения полученной информации.  При этом во время перерывов противопоказано воспринимать какую-либо другую информацию, например, читать статью за компьютером или смотреть телевизор. Лучше будет, если Вы спокойно выпьете чай, подышите свежим воздухом или сделайте любимые физические упражнения. Время для перерыва: 5-15 минут;
  •  А вот после запоминания не рекомендуется делать что-то сложное, потому что мозг в это время будет отвлечен на другую, новую задачу, всю полученную информацию он не сможет правильно размещать в своих ячейках.
  • Чередуйте информацию, так как однотипная информация запоминается гораздо хуже.

Правило временного слоя

Вся информация хранится в нашей памяти слоями. Таких слоев достаточно много, только один из ключевых слоев в нашем случае — временной. Принцип данного слоя запоминания заключается в том, что информация, которую запоминают в одно время, сохраняется рядом.

Вывод таков: в то время, когда человеку необходимо что-то вспомнить, подумайте, что Вы делали в тот момент, когда к нам поступила нужная информация.

Поднимая в памяти забытую информацию, необходимо сначала оживить свой временной слой, а затем вспомнить доступные факты.

Правило внимания

Чтобы хорошо и быстро запоминать информацию, необходимо использовать элементарную концентрацию внимания на материале. Нужно исключить все посторонние мысли, выключить радио, плеер, телевизор и телефон. Не спешите. Раздражение и усталость не позволят принимать информацию.  Подходите к изучению спокойно. Проговаривайте и записывайте информацию.

 

Юлия Кобзева

Комментарии пользователей
  • Самат

    Любая информация очень хорошо запоминается методом интервальных повторений. Рекомендую программу Anki или zotka.ru