Главная » Инструменты »

Сплочение группы во время тренинга – задача минимум?

fot1

Задача о сплочении группы на тренинге часто ставится и внешнему, и внутреннему тренеру. Сплочение необходимо для людей, работающих в одном отделе, но имеющем сложности в общении, или в разных отделах, или сотрудников приехавших из регионов. В таком случае оно проводится для того, чтобы персонал, работающий в одной компании, стал бы более эффективным в коммуникациях между собой и смог быстрее достигать больших, общих целей компании.  А еще, сплоченность в группе помогает сократить текучесть кадров, т.к. самой группе становится важно сохранять свою общность. Дополнительным преимуществом сплоченной группы становится ощущение безопасности и стабильности каждым участником, состоящим в ней и взаимное влияние друг на друга.

red_2

Нужно ли отдельно заниматься сплочением внешней группы, на которую попали участники из разных компаний, команд?

red_2

Если перед ними не стоит задачи после тренинга достичь какого-либо общего результата, то, пожалуй, не нужно.  Но сам тренинг и взаимодействие, которое возникает во время него, обладает таким положительным эффектом, что участники становятся ближе друг к другу и иногда продолжают общение и в будущем.

Когда нет времени на отдельный тимбилдинг, задачу сплочения можно решить и через тематический тренинг, включив в него некие обязательные элементы.  До того, как переходить к рассмотрению нужных составляющих, давайте разберемся, что же такое сплочение.

Сплочение группы – это процесс, помогающий каждому участнику не просто считать себя принятым группой, но и стать преданным именно этой группе и ее членам. Сплочение группы помогает выстраивать отношения на доверии друг к другу и взаимной поддержке.

ffeb87b341f4af0eafd1d12f79e1462a

Слова, написанные в этом предложении (доверие, поддержка, сплочение) кажутся простыми, но в реализации таких задач на практике становятся достаточно крупными. И, правда, насколько возможно выстроить доверие и сплотить группу за однодневный тренинг? Оказывается, возможно.

К. Рудестам (1993 г.), А. А. Александров (1997 г.) и другие исследователи группового поведения выделяют следующие факторы, способствующие усилению групповой сплоченности. Рассмотрим основные из них:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
  • квалифицированная работа лидера, способного провести специальную работу для усиления сплоченности команды;

Если тренер, проводя тренинг, может создать или повлиять на появление нескольких таких факторов, сплочение группы произойдет обязательно!

Совпадение интересов, взглядов, ценностей участников группы можно увидеть через проведение упражнений из серии «Что нас объединяет». Задача тренера помочь участникам осознать это. Например, в начале тренинга провести упражнение «Что я вношу в нашу группу, чтобы нас объединить». Здесь подходит формат поэтапного объединения участников. Сначала участники индивидуально отвечают на этот вопрос, затем объединяются в тройки и находят совпадающие пункты. А после работают в 2-х малых группах, подготавливая презентацию объединяющих факторов на больших стикерах (1 фактор = 1 стикер).  Глубокое закрытие упражнения проводится тренером, который обобщает полученные ответы и делает важные для сплочения группы выводы. Из полученных ответов тренер может сформировать целые группы, например, в одной будут ценности, а в другой группе общие интересы и т.п. Это упражнение имеет долгосрочный эффект, когда после выявления общих факторов еще и задается вопрос, «Как мы можем эти объединяющие нас факторы развивать?». Появляющиеся идеи фиксируются, затем ставятся задачи, сроки и ответственные. Например, выяснили, что большая часть женского коллектива любит ходить в театр. Идея – ходить в театр коллективом 1 раз в квартал. Выбираются люди, которые будут организовывать походы в театр, бронировать места и выкупать билеты. Важно получить поддержку от руководства или еще лучше включить руководителя в этот коллектив и осуществлять совместные походы в театр.

Атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия – фактически задача тренера, т.к. он является ведущим процесса и несет ответственность за создание такой атмосферы на тренинге. Можно расписывать психологические тонкости, касающиеся того, как относиться к участникам, как с ними общаться и т.д. Это входит в профессиональные навыки и качества тренера. Технически хорошо работает процесс принятия правил в самом начале тренинга. Правила работы на тренинге многим известны, но озвучить их и принять с данной группой всегда нужно. Это может сделать тренер, сразу предлагая готовые правила и обсуждая их вместе с группой. Если же группа достаточно подготовленная, можно объединить их в мини-группы и создать свои правила. Здесь также хорошо работает метод – 1 стикер = 1 правило, т.к. позволяет их объединять, убирать совпадающие и составлять список всей группы. Важно, чтобы список правил в течение всего времени проведения тренинга находился на виду участников, и в любой момент можно было бы к ним вернуться.

Активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников. Данный пункт связан с особенностями обучения взрослых: во-первых, что обучение должно нести практическую пользу для участников. Тогда целью, значимой для участников на тренинге  может стать: получение навыков, необходимых в работе с командой над общим проектом. Например, эффективное распределение ролей, распределение имеющихся ресурсов, постановка задач и т.д.  И если осуществлять это через упражнения, решения кейсов это будет активно и насыщено эмоциями. Симуляционные деловые игры по управлению проектами – отличное решение в данном случае. При этом есть и простые решения – командообразующие разминки, которые сплачивают людей физически, например, «Хвост дракона» или различные эстафеты. Если вы оставите свой электронный адрес, мы вышлем вам описание 3-х подобных разминок для сплочения.

Квалифицированная работа лидера, способного провести специальную работу для усиления сплоченности команды. Роль лидера может выполнять тренер, но лучше разделить участников на мини-группы и в ней естественным образом появится лидер. В течение тренинга можно смело обращаться к этим участникам, чтобы они собирали свои группы,  давать им задания и домашние в том числе, чтобы они продолжали свою совместную деятельность.

Таким образом, задачу о сплочении группы можно решить на разных тематических тренингах, включая в него упражнения и разминки, которые способствуют образованию команды. Любое командное взаимодействие  можно подкреплять выводами о том, как работает команда, как важно работать слаженно и т.д.

red_2

«Невозможно сыграть симфонию в одиночку. Для нее нужен целый оркестр»,
писал Хэлфорд Лаккок.

red_2

Тренинг  тоже похож на симфонию, потому что на нем происходит совместная работа участников и тренера. Проводите тренинги, сплачивайте участников, это поможет им в дальнейшем эффективно и слаженно работать вместе.

Юлия Граусбард

Комментарии закрыты.