Стратегия голубого океана

Маркетинг
Алена Черненко
Алена Черненко
Данная стратегия нацелена на побуждение компании к тому, чтобы она вырвалась из алого конкурентного океана путем создания рыночной ниши, в которой можно не бояться своих конкурентов. Данная стратегия предлагает отказаться от деления с другими людьми существующий спрос, не оглядываться на конкурентов, а наоборот, посвятить свое время созданию нового, быстро растущего спроса, а главное, уйти от […]

Стратегия голубого океана

Данная стратегия нацелена на побуждение компании к тому, чтобы она вырвалась из алого конкурентного океана путем создания рыночной ниши, в которой можно не бояться своих конкурентов. Данная стратегия предлагает отказаться от деления с другими людьми существующий спрос, не оглядываться на конкурентов, а наоборот, посвятить свое время созданию нового, быстро растущего спроса, а главное, уйти от соперничества.

«Голубой океан» — это свободная ниша на рынке, такая, которую создает компания, исходя из:

— неудовлетворения потребности различных групп потребителей;

— концентрации на ключевых критериях оценки продукта для потребителей;

— ориентировки на привлечение «не клиентов» данной компании к потреблению товаров.

В «голубом океане» компании не обязательно делать выбор между стратегией самых низких издержек или огромной ценности для потребителей. Стратегия сможет предложить и то, и другое.

Основной инструмент стратегии голубого океана — «стратегическая канва», которая служит для диагностики или построения этой стратегии. Чтобы построить «стратегическую канву» компании нужно определить основные характеристики продуктов, которые являются ключевыми, то есть определить  конкурентов, которые являются предметом конкуренции в данной отрасли. Еще компания анализирует уровень предложений, получаемых потребителями по каждому из имеющихся факторов. Высокий показатель — это крупные инвестиции в грамотное развитие сферы конкретного фактора.

Когда анализ «стратегической канвы» будет сделан, и Вы получите значения различных факторов конкуренции для различных компаний и клиентов, тогда руководству компании рекомендуется задать себе несколько вопросов:

— Какие факторы конкуренции можно упразднить?

— Какие факторы конкуренции необходимо снизить?

— Какие факторы нужно повысить?

— Какие факторы следует создать?

Методику создания голубых океанов довели до обычного графического представления, а также до нескольких легкозапоминающихся правил. К примеру, проложить путь к голубому океану можно при помощи матрицы под названием «упразднить–понизить–повысить–создать». Чтобы работать с коллективом, рекомендуется пользоваться правилами трех «Е». Это: Engagement (вовлеченность), это Explanation (объяснение) и Expectation (высокая ясность ожиданий).  Подобное представление теории является удобным для бизнесменов, которые жаждут новых знаний, но не имеют свободного времени.

Существует шесть способов, способствующих созданию голубого океана:

1.Первый путь заключается в рассмотрении конкурентов в качестве представителей компании, работающих в альтернативных отраслях.

2.Второй путь заключается в проведении исследований основных стратегий компаний внутри отрасли.

3.Третий путь заключается в рассмотрении цепочки покупателей.

4.Четвертый путь — рассмотрение дополнительных продуктов и услуг, имеющих ценность для покупателей.

5.Пятый путь — анализ функциональной и эмоциональной привлекательности товара для покупателей.

6.Шестой путь заключается в рассмотрении и обдумывании завтрашнего дня и возможностей для создания условий голубого океана.

Стратегию можно визуализировать.  Для этого существует 4 этапа:

— Визуальное пробуждение

— Визуальное исследование

— Визуальная ярмарка стратегий

— Визуальная коммуникация

Сначала сравните свой бизнес с бизнесом конкурентов, изобразите стратегическую канву. Она должна быть такой, «какая она есть».  Посмотрите, что необходимо изменить в своей стратегии. Исследуйте шесть путей создания своего голубого океана. Нужно выделить более явные преимущества имеющихся альтернативных продуктов /услуг.

Посмотрите и подумайте, какие факторы нужно упразднить, создать, изменить. Попробуйте изобразить «требуемую» стратегическую канву своей организации, которая будет основана на результатах реальных практических исследований.

Далее получите обратную связь от своих клиентов, клиентов конкурентов и не клиентов. Используйте обратную связь для постройки оптимальной «требуемой» стратегии на будущее.

Теперь распространите распечатанное изображение своих стратегических профилей на стадии «до», на стадии «после», так их будет легче сравнить. Поддерживайте лишь те проекты и шаги, которые позволяют компании восполнять что-то недостающее. Это необходимо для актуализации новой стратегии.

Стратегия голубых океанов очень сильна. Она может создавать бренды, которые смогут прожить десятилетия. Например Ford (Модель Т) или IBM (электронный компьютер). Руководство этих компаний пользовались ключом для создания нового рыночного пространства.  Этот ключ — не большие бюджеты для научных разработок, а грамотные стратегические действия. Стоит отметить, создание голубого океана является продуктом стратегии, продукт управленческих действий.

Полезность методики есть, только она вторична. Для защиты от рыночных фактов конкуренции предлагаются две стратегии защиты:

  • Первая стратегия: создать «надежную защиту от мощи конкуренции»;
  • Вторая стратегия: занять позицию, в которой компания будет менее уязвима для множества конкурентных сил.

Вторую стратегию современные практики менеджмента любят больше всего.

Автор статьи, основатель нашей консалтинговой группы — Дмитрий Чуприна и  именно ему вы можете задать интересующие вас вопросы, как на Fb: ChuprinaKZ, или позвонить по любому из телефонов указанных на нашем сайте.

Оставьте свои данные
Мы свяжемся с вами в ближайшее время