Главная » Инструменты »

Улучшение памяти

Улучшение памятиВообще, улучшить память в наше время вполне реально. Достаточно лишь запомнить некоторые законы для улучшения памяти, и Вы станете человеком с феноменальной памятью.

Но, если было бы это так просто, не было бы никаких сложностей, однако, в любом случае многие советы помогают сделать решающий шаг.

Улучшение памяти является законом осмысления.

Этот закон самый простой. Его суть можно легко выразить словами одного немецкого писателя Лихтенберга: «Причиной того, что человек так мало запоминает из прочитанного, является то, что он слишком мало думает самостоятельно». Считается, чем глубже осмыслить запоминаемое, тем лучше и прочнее оно может сохраниться в памяти. Использовать этот закон — максимально приблизить к процессу мышления основные процессы запоминания.

Улучшить запоминание помогают простейшие приемы. Если Вы берете в руки книгу, документ или статью, то не нужно спешить с ними знакомиться. Сначала по названию постарайтесь определить, о чем они. Делать это можно после прочтения параграфа, названия главы или абзаца. Пробуйте делать свои выводы, не торопитесь дочитывать.

Необходимо выработать привычку при чтении выделять самые смысловые опорные пункты. При этом их можно отмечать на полях: первая мысль, следующая, третья. Можете придумывать названия для своих мыслей, можете привязывать к ним определенные зрительные образы или связывать эти пункты между собой. Все это поможет понять статью и  запомнить все главное. Тайной хорошей памяти является искусство образовывать разнородные ассоциации с фактами, которые мы желаем надолго удержать у себя в памяти.

Улучшение памяти является законом интереса.

Почему интересное всегда запоминается легко? Потому что люди не тратят на это особых усилий, включается непроизвольное запоминание. Если хорошее запоминание зависит от огромного интереса, вполне естественно появляется вопрос: как пробудить интерес к определенному предмету?

Вообще, интересом называют не простое желание что-то узнать.  Интерес — это серьезная личная заинтересованность, возникающая на основе внутренних потребностей. Основой формирования интереса является цель. Когда люди видят, что материал может пригодиться в будущем, им становится интересно. Мысли в тексте связываются с конкретной бытовой или практической необходимостью, поэтому запоминается без особых усилий.

Улучшение памяти является законом объема знаний.

От большего количества знаний на конкретную тему зависит запоминаемость нового. Память чувствительна к перегрузкам. В процессе чтения всегда образуются новые связи среди накопленных знаний и новых, происходит запоминание.  Новый материал объединяется со всем уже знакомым, данная работа называется классификацией материала.

Способность к частичной классификации материала вырабатывается с помощью упорного труда. При самом первом знакомстве с текстом нужно при соотнесении его со всеми уже имеющимся данными в нашей памяти отчетливо представлять себе раздел знаний, относящийся к данному материалу, а потом нужно ставить вопрос, определяющий, к какому подразделу знания он имеет самое непосредственное отношение.  Регулярно практикуя данный метод обработки материала, люди приобретают интеллектуальные навыки,  обеспечивающие им порядок в «кладовой ума». Систематизированные знания, особенно, если они регулярно пополняются, суммируются сами по себе и обеспечивают улучшение работы памяти.

Улучшение памяти является законом готовности к любому запоминанию.

Готовность к выполнению определенных действий (установок) предопределяет восприятие. Считается, что без установок запоминание может не происходить, а при  неправильных установках мощность памяти уменьшается. Понятие «установка» включает в себя несколько элементов.

Установкой называют «самоприказ», команду самому себе на тщательное запоминание.  Отдавая команду, необходимо четко представлять цели работы. Установки могут быть и непроизвольными. К примеру, человек читает газету, а спустя некоторое время он не может вспомнить, что читал. Это непроизвольная установка сработала на времяпрепровождение. Надо было просто занять время, ну а мозг такую установку смог выполнить буквально. Если заинтересовала какая-нибудь статья и ее нужно с кем-нибудь обсудить, то ситуация резко меняется. Все те процессы, которые всегда происходят в коре нашего головного мозга, сразу же активизируются, и происходит осмысление, а потом запоминание информации. Лучшая установка — установка на контроль. Нужно пообещать себе, что после чтения Вы сможете пересказать материал. Ваш результат будет выше, чем, если бы Вы просто заставили себя внимательно читать. Приступая к чтению, ставьте перед собой конкретные задачи, касающиеся того, что нужно запомнить материал на длительный срок. Установки на запоминание отлично улучшают работу памяти.

Улучшение памяти является законом одновременных впечатлений.

Все те представления, которые возникают одновременно, обладают свойством вызывать ассоциации. Отсюда вытекает ряд практических рекомендаций. Когда Вам становится трудно вспоминать что-то, необходимо вызвать в своей памяти максимальное количество одновременных впечатлений.

Когда нам приходится заучивать материал наизусть, здесь возможны 2 способа заучивания:

1.По частям

2.Целиком

В каждом материале бывают более трудные места. При заучивании целиком наряду с незапечатлевшимися фрагментами приходится повторять уже усвоенное. И это является первым недостатком.  При заучивании целиком вся концентрация внимания на материал не равномерна. Она максимальна в самом начале и в самом конце материала. В середине концентрация внимания уменьшается. Зачастую середина текста запоминается в самую последнюю очередь. В случае, когда материал основательно не заучен, тогда середина исчезает из памяти легко. Если же заучивать по частям, снижения напряженности не будет, потому что в начале отдельной части внимание направляется с новой энергией.

Эти недостатки способов заучивания можно преодолеть при помощи промежуточных способов. Материал необходимо разбивать на части, отдельные фрагменты по сложности. Фрагменты нужно разделять чертой, можно пустым промежутком. Необходимый материал заучивают таким образом, что после каждого из фрагментов следует короткая пауза, а потом продолжается чтение подряд. Промежуточные паузы обеспечивают прекрасную возможность концентрировать свое внимание на каждом из фрагментов.

Улучшение памяти является законом усиления изначального впечатления.

Чем будет больше первое впечатление, созданное от запоминаемого, тем ярче образ, чем больше будет каналов, по которым будет идти информация, тем прочнее запоминание. Отсюда появляется задача усилить изначальное впечатление от запоминаемого. Усилить изначальное впечатление можно с помощью 2 способов:

При рациональном усилении необходимо направить информацию по различным каналам: нужно записать все, что запомнилось, можно это нарисовать или проговорить. Особо полезно применять такое усиление для запоминания информации несловесной, то есть действий, образов или рисунков.

Все действия, сделанные автоматически, мы не запоминаем. А для этого достаточно усилить впечатления от этого действия, и все запомнится.

При эмоциональном усилении нужно стараться вызывать максимум эмоций, которые будут связаны с информацией, которую нужно запомнить.

Улучшение памяти является законом торможения.

Всякое запоминание тормозит предыдущее. Попробуйте запомнить 5 букв, а потом сразу же их  воспроизвести. Это будет легко. Попробуйте далее произвести простую умственную работу, к примеру, перемножить между собой два числа. Вспомните после этого те 5 букв, и это будет несложно.  Вот поэтому каждая информация, любые заученные данные должны «отстояться.

Эффективные ноотропы для улучшения человеческой памяти.

С 1970 года в лечебной практике стали использовать препараты, способствующие улучшению памяти, повышению внимания и мышления. Название препаратов — ноотропы.

Ноотропы способствует восстановлению памяти, они действуют на все фазы: изначальную обработку информации, обобщение информации и ее извлечение. В основном ноотропы действуют на людей благоприятно.  Это происходит благодаря комплексному действию, которые положительно влияют на работу мозга, помогают справляться с легкими нарушениями памяти.

 

Юлия Кобзева

Комментарии закрыты.