Главная » Направления работы » Smart Тимбилдинг »

Идеальное Пособие Тренера по Тимбилдингу

Happy business group celebrating a triumph at the office

 

“Талант выигрывает матчи,
а командная игра – чемпионаты”.
Майкл Джордан

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дорогой читатель, какая интересная встреча! Давайте угадаем: вы хотите узнать, как правильно
взаимодействовать с командой и ничего не упустить, как выстраивать доверительные отношения
и преодолевать разногласия в ней? Если так, то наверняка данное пособие станет для вас лучшим другом и помощником на долгое время.

Но для начала позвольте нам вернуться назад во времени, когда идея этой книги только появилась на свет. А произошло это на одной из наших Тренерских мастерских, когда мы с единомышленниками в очередной раз собрались поделиться опытом и знаниями. Тогда мы вдруг поняли, что, кроме самих тренеров, их неоценимого опыта и книг, почти нет источников для черпания добротной и практичной информации извне. И тогда мы приступили к созданию данного пособия, ибо, как говорится: “Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, а удочку”. Здесь вы найдете практические инструменты по подготовке, подбору и проведению Тимбилдинговых мероприятий в своих командах. Эта книжка, в первую очередь, адресована руководителям малого и среднего бизнеса, HR-менеджерам, внутренним и независимым тренерам, а также всем тем, кто работает с командой людей.

Если вы ни разу не проводили Тимбилдинг и не знаете зачем он нужен – это пособие и для вас!

Оно поможет разобраться, с чего начать и как начать, какое количество людей считается приемлемым для такого мероприятия, как часто нужно его проводить, какой нужен тренер и т.д. Если же вы не раз проводили подобные мероприятия, то наличие этой книги в ваших руках говорит о вашем желании улучшить этот процесс и повысить эффективность на выходе. В любом случае, если вы намерены отточить навыки командообразующих практик и их организацию, то впереди вас ждёт много фишек и полезных мыслей.

Итак, Построим Команду Мечты!

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМАНДОПОСТРОЕНИЯ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ

Общая классификация методов обучения

 

tablic

 

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: индивидуальные и групповые. Индивидуальные применимы к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку, групповые же применимы одновременно к некоторому числу участников (группе).

Активные групповые методы могут состоять из:

а) дискуссионных методов: групповая дискуссия, разбор примеров из практики, анализ ситуаций морального выбора, разбор кейсов, мозговой штурм, и др.;

б) игровых методов: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция), контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

в) тренинг-методов: тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства, тренинг по командообразованию (Тимбилдинг).

 

Назначение и область использования различных видов активных методов

 

 

tablic_2

 

Приведем краткое описание некоторых из методов, применяемых в работе и в обучении:

Кейс – проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса – научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать

Деловая игра – имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия. Ролевая игра – это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. Содержание игры уникально для каждого

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм – один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил. Сначала участникам предлагается высказывать как можно больше идей и вариантов, в том числе самых фантастических, ничего не подвергая критике. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Методы, направленные на развитие социального восприятия – применяют для развития умения воспринимать, понимать и оценивать как самого себя, так и окружающих.

Телесно-ориентированная психотерапия – направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Включает методы:

•       Нервно-мышечная релаксация

Медитативные методы – применяют в целях обучения физической, чувственной релаксации, а также развития умения избавляться от психического напряжения в стрессовых ситуациях.

Командообразование (или Тимбилдинг) – это комплекс мероприятий, направленный на сплочение команды путем совместного активного отдыха, корпоративных игр, тренингов и прочего. Упражнения по построению команд помогают членам команды осваивать совместную работу, практиковать мозговой штурм, использовать креативность, воспитывать доверие и делиться замечаниями и предложениями. Особенное внимание может уделяться таким вопросам, как: умение разрешать проблемы и конфликты, организация, развитие лидерских и межличностных навыков, а также навыков ведения переговоров и презентации.

 

red_2

Часть II

red_2

 

В последние десятилетия внимание к андрагогике постоянно повышается в связи с ростом в обществе как потребности, так и возможности многократного (постоянного) повышения квалификации, переобучения или даже смены профессии для трудящихся граждан. А также возможностей и потребностей обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами, осознанием потребности в посильном обучении и познании нового как составляющей здорового образа жизни и т.д. В связи с чем открываются курсы и даже факультеты по обучению не только взрослых работающих граждан, но и пенсионеров.

Это наиболее общие принципы организации процесса обучения взрослых людей:

1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся взрослых является основным видом учебной работы.

2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.

3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности обучающегося.

5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

6. Контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.

8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.

9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу,  во- первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Одним из наиболее продуктивных способов обучения взрослых людей принято считать метод Колба (David Kolb). Согласно которому, обучение носит циклический характер, и включает в себя четыре этапа:

 

4_steps

 

Итак, вы уже нарисовали для себя спектр инструментов по построению команды, и сейчас мы уйдем в глубину самого популярного из них.

Тимбилдинг как направление сформировалось почти 100 лет назад в США, в конце 20-х – начале 30-х годов XX столетия, когда американские ученые начали проводить исследования. Эти эксперименты были направленны на изучение микроклимата в группах, пребывающих в различных условиях. После анализа результатов, исследователи согласились, что наиболее существенным фактором благоприятной атмосферы и успеха в коллективе было чувство групповой идентичности, чувство социальной поддержки и сплоченности, которые появились с повышением взаимодействия работников друг с другом. Элтон Мэйо (1933), один из первых исследователей, указал на некоторые критические условия, которые были определены для разработки эффективной работы в команде: группа людей выбирала лидера, который был лично заинтересован в достижении успеха каждым участником. Он помогал группе работать вместе и устанавливать свои собственные внутренние условия, умел давать обратную связь, в то время как группа не чувствовала принужденности к переменам, и взращивала чувство уверенности и искренности в коллективе.

Никто не будет спорить, что все вышеописанные характеристики присущи слаженно работающей команде, и ни для кого не секрет, что в такой обстановке (описанной) люди работают гораздо продуктивнее, нежели когда между сотрудниками возникают неразрешенные разногласия.

Вопрос: Так почему же не все могут работать слаженно?

Наверное вы уже поняли, что направление Тимбилдинг работает именно с такого рода ситуациями и их предотвращением. И вот у вас возникает вопрос: а как мне понять, ЧТО является проблемой в моем коллективе? Однако вы торопитесь, этот вопрос будет обсуждаться чуть позже.

Чем важны Тимбилдинговые упражнения и мероприятия?

С точки зрения корпоративного развития, они важны не только для непосредственного проживания совместного опыта сотрудников и поиска решений, но и для коллективной, межличностной коммуникации и неформальных связей. Игровая деятельность, будь то препятствия, испытания или игры, является лишь средством достижения цели – построение доверия, уважения и единения в своих различиях.

Где эффективнее всего проводить Тимбилдинговые мероприятия?

Многие компании собирают команду в офисе или в конференц-зале, где решающими факторами являются экономичность или малое количество времени. Но тогда и на выходе результаты такого мероприятия будут “экономичными”. Что происходит с нами, когда мы меняем обстановку?

Собирая сотрудников вне офиса, вы помогаете группе убрать личностные барьеры, часто психологические привязки и блоки, устраняете отвлекающие элементы, и получаете удовольствие и раскрепощение в полной форме. Помимо этого, если ваше мероприятие происходит на природе, то внутренние батарейки энергии ваших сотрудников заряжаются на последующие месяцы такими простыми стихиями, как Солнце, Воздух, Земля и, возможно, Вода.

Почему же Тимбилдинг можно считать эффективным инструментов по построению команды:

  • Улучшает мораль и лидерские навыки,
  • Находит барьеры, которые мешают мыслить за рамками,
  • Четко определяет цели и задачи внутри команды,
  • Улучшает процессы и поиск совместного решения,
  • Улучшает производительность организации,
  • Позволяет определить сильные и слабые стороны команды.

Давайте обратимся к поучительной притче о дровосеке, чтобы проанализировать, что же происходит в компаниях:

«Идет мужик по лесу и видит, как дровосек пилит дерево и упирается изо всех сил. Но видно, что у него плохо получается. Мужик подошел, внимательно посмотрел и говорит: «Слушай, ты бы наточил пилу, у тебя дело быстрее пойдет!» На что дровосек ему грубо ответил: «Некогда мне пилу точить, пилить надо». Знакома ли вам подобная ситуация? Обращается ли руководство вашей компании так же со своей «пилой», мы имеем в виду – с командой? Хватает ли вашим сотрудникам остроты и заточки для выполнения своих обязательств и слаженности общения. Если где-то промелькнул ответ «Нет», то именно Тимбилдинг – вам в помощь. Поскольку он предназначен для мотивации людей, для объединения талантов и навыков каждого в выполнении заданий индивидуально и в команде.

После него члены команды обычно обнаруживают, что разнообразие – это их самый большой актив. Доверие, сотрудничество и эффективное взаимодействие являются ключом к успеху команды.

 

Хотите построить доверие в команде? Читайте эту статью!

Продолжение статьи будет уже через 24 часа!!! Следите за нашими новостями в Facebook здесь или здесь

 

Smart TB.banner

 

 

Комментарии закрыты.