Тренинг – это эффективный и быстрый способ повысить качество работы Ваших сотрудников и возможность дать им необходимые практические навыки. Тренинг не только позволяет сотруднику получить доступ к новейшей профессиональной информации, преподносимой в том виде, который обеспечивает ее усвоение.

Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Как сделать новый тренинг? Есть несколько вариантов создания: тренер может взять свой старый тренинг, доработать его, изменить под новые заказы и требования рынка. Может пойти и другим путем – создать новую программу под новую тему. Это может быть заказ от компаний, но может быть и желание самого тренера. Нередко это связано с запросами его аудитории или ему в голову пришла новая тема. Тренер еще не знает, будет ли этот тренинг востребован на рынке. Создавая новую программу, тренер имеет определенные критерии качественного тренинга. У разных тренеров они разные. Эти критерии основаны на том, что нравится, интересно участникам тренинга, а не тренеру. Критерии должны быть объективны.

Критерии качественного тренинга

1. Новизна темы.
2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.
3. Новизна упражнений.
4. Практичность и понятность упражнений и игр.
5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни.
6. Получение ответов на свои вопросы.
7. Приятная атмосфера на тренинге.
8. Личность самого тренера.
Главный критерий качественного тренинга – его востребованность на рынке тренинговых услуг. Естественно, на успешность проведения тренинга влияет и подача материала самим тренером.

От каких качеств тренера зависит восприятие программы, а значит и успех тренинга?
• Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений.
• Личностные качества: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, юмор и др.
• Определенный профессиональный и жизненный опыт.
• Достаточно глубокие знания по теме тренинга.

Некоторые тренеры, имея довольно среднюю программу, великолепно проводят тренинг, максимально используя свой потенциал.

Тренинг может быть качественным, но не востребованным на рынке по разным причинам: отсутствие надлежащей рекламы или его направленность на узкую аудиторию.

Один из критериев удавшегося тренинга – эмоциональный подъем, который испытывает сам тренер. Другими критериями могут быть – постоянный интерес к программе, желание сделать ее более яркой, оригинальной. Тренер готов думать о программе 24 часа в сутки. Но бывает и так, что субъективное восприятие тренером процесса тренинга может кардинально отличаться от восприятия участников – как в положительную, так в отрицательную сторону.

Чтобы создать новую программу тренинга, имеет смысл задавать себе следующие вопросы:

• Зачем я делаю этот тренинг, какую цель я преследую?
• Какие цели и задачи тренинга?
• На какую аудиторию рассчитан тренинг?
• Что здесь новое?
• Чем я отличаюсь от конкурентов?
• Соответствуют ли упражнения информационным блокам?
• Как сделать тренинг ярче, наглядней?
• Какие еще есть варианты проведения тренинга?
• Будет ли тренинг интересен аудитории и чем?
• Насколько тренинг рентабелен?

Конечно, можно обойтись и без этих вопросов. Но вопросы помогают нам посмотреть на программу тренинга шире и увидеть новые возможности в его разработке.

Как создать идею, сценарий нового тренинга и грамотно его срежиссировать?

Здесь тоже есть подсказки. Вот несколько основных правил, которые есть в любом учебнике по креативности.

• Возьми у лучших тренеров программу и сделай под себя.
• Комбинация модулей из разных имеющихся программ.
• Возьми материалы для тренинга из других сфер жизни: упражнения, игры, информацию.
• Ищи новый диапазон применения уже имеющейся программы тренинга.
• Какая информация особенно интересует участников тренинга?

Что делать с бизнес–тренингами?

В случае создания новых бизнес–тренингов, мы должны руководствоваться и другими критериями. Существует много вариантов оценки успешности проводимых бизнес-тренингов. Возьмем наиболее распространенную модель критериев результативности тренинга.

Модель Дональда Киркпатрика

1. Реакция: насколько тренинг понравился участникам (ведущий тренинга, атмосфера на тренинге, программа, организация тренинга)

2. Усвоение: какая информация, какие компетенции, навыки были усвоены в результате обучения.

3. Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников тренинга в их профессиональной деятельности.

4. Результат: каковы результаты поведения участников, измеренные в экономических показателях

Как здесь можно улучшить качество тренинга?

Во-первых, необходимо проводить демонстрации с участием лучших сотрудников: как они осуществляют продажи, переговоры, управление персоналом.

Во-вторых, подробная обратная связь между тренером и участникам тренинга.

В-третьих, по максимуму использовать потенциал участников тренинга.

В-четвертых, после проведения тренинга рекомендуются устные и письменные экзамены по тематике тренинга и экзаменационные ролевые упражнения.

В-пятых, отработать поле проблем и ожиданий.

Имеет смысл проводить диагностику уровня знаний, компетенций, навыков и уровня мотивации на обучение участников тренинга перед началом программы, а также задуматься над тем, кто и как после тренинга будут контролировать, стимулировать и мотивировать участников на использование полученных знаний и умений в их деятельности.

Р.S.

«Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.»
Иоган Вольфганг фон Гётте

Виталий Кунц, бизнес-консультант, тренер компании

«Дмитрий Чуприна  & Партнеры»

Комментарии закрыты.