1 удав или 33 попугая.

Каждый из нас сталкивается с тем, что узнает о какой-либо гениальной идее, которая принесла кому-то там горы денег и популярности. Он просто взорвал рынок своим простым и в то же время неожиданным решением. И тут, мы вздыхаем, и говорим про себя: «да я давно об этом говорил, но вот только меня никто не послушал (у меня не было возможности реализовать это), все говорили, что это слишком просто» и так далее… А теперь – и напомнить, что «Я же говорил!» – как-то стыдно, и обидно, что сам прозевал, хотя и мог.

Сегодня пойдет речь об альтернативе.

В бизнесе есть такое понятие, как «альтернативная стоимость». Как правило обычный потребитель не оценивает альтернативную ценность в момент покупки. Альтернативная стоимость определяется как стоимость упущенных возможностей. То есть она рассматривается как стоимость аналогичного по стоимости товара или услуги не полученной взамен прочей. Проще говоря – если вы решили купить тридцать три попугая вместо одного удава, стоящим примерно одинаково – то удав выступает альтернативной стоимостью попугаев, или его упущенной возможностью.

Как много таких упущенных возможностей было в жизни каждого. Еще обиднее думать о том, что альтернативная стоимость куда выше реального результата. Ярчайший пример – бездействие. Бездействие порой губительнее любого разрушительного действия.

Ну и что? – спросите Вы. Будем вздыхать о былом? Нет! Ни в коем случае! Только перенимать опыт и становиться эффективнее как в личной жизни, так и в бизнесе. Нередко применение принципов оценки альтернативной стоимости помогает в бизнесе правильнее и эффективнее спланировать свои действия и более рационально распорядиться активами.

Наиболее просто понять этот принцип и превратить его в инструмент развития компании можно на простом примере с 33 попугаями и одним удавом. Допустим, удав стоит 1000 долларов, в то время как 1 попугай стоит всего 30 долларов.  В данном случае перед нами стоит вопрос что лучше приобретать для разведения или дальнейшей перепродажи. Казалось бы – что тут думать, если средств недостаточно для покупки удава – стоит приобрести то количество попугаев, на сколько хватит, если средств хватает – то лучше купить удава. Но не все так просто как кажется.

Есть много различных факторов, которые так, или иначе влияют на альтернативную стоимость, и не всегда имеют денежного или количественного выражения.

Время. Затраты времени на содержание 33 попугаев или одного удава будут различаться. Чтобы накормить удава – необходимо потратить не так много времени, нежели попугаев. В этом случае переменные и постоянные издержки можно поделить на средние затраты на содержание удава или попугаев и получить коэффициент, отражающий удельный вес затрат. Т.е. при прочих равных условиях, если на уход за удавом тратить по 7 часов в неделю, а на уход за попугаями по 24 часа в неделю, и при этом расходы на корм будут одинаковыми – эффективнее содержать удава. В этом случае вы выигрываете дополнительное время для занятия другими делами – а соответственно повышаете эффективность своего бизнеса.

Риски. В любом деле есть свои риски. Тут риск выше с удавом – он всего один. И если произойдет несчастный случай, то мы лишимся всего дела. Попугаев то – 33, и потеря 1-2 попугаев не окажет такого губительного действия на наше дело. Говоря научным языком – этот подход называется принципом диверсификации или «не кладите все яйца в одну корзину». Наиболее часто этот принцип применяется в биржевой торговле и инвестиционной деятельности. Также в любом бизнесе не следует полагаться только на одну идею. Всегда должны быть дополнительные варианты, на которые можно положиться в экстренном случае.

Эффективность Парето. В прошлых статьях автором был описан Принцип Парето. В оценке альтернативной стоимости этот принцип рассматривается с другой точки зрения. Эффективность Парето – такая система, при которой из имеющихся ресурсов извлекается максимальная выгода, и нельзя увеличить долю одной отрасли не уменьшив другой. Когда такая эффективность достигнута, то увеличение объемов продажи или производства можно увеличить за счет уменьшения объемов по другим товарам или услугам. Возвращаясь к нашему примеру, допустим мы рассматриваем содержание 100 удавов или 3300 попугаев. Правильно просчитав взаимосвязь выгоды по каждому питомцу, мы можем прийти к соотношению 20 к 80. Здесь можно использовать коэффициент удельной прибыльности каждого питомца как основополагающий параметр. Собственно, все зависит от вас, какую систему оценки вы выберите.

Итак, альтернативную стоимость можно использовать как систему анализа, оценки и планирования своей деятельности, просто учитывая такие факторы, как: риски, затраты (время, деньги, ресурсы) и удельная эффективность. Построив правильную систему оценки альтернативной стоимости своих действий вы получите в собственное распоряжение уникальный и полезный инструмент планирования и реализации своих идей.

Если вам есть о чем сказать на этот счет, или вы хотите более подробно ознакомиться с этой темой – пишите на pressa@chuprina.kz

Сергей Юдахин.

 

Комментарии закрыты.