Главная » Календарь мероприятий »

11 мая прошел Фестиваль Пробуждения в Алматы! Это было великолепно!

Фестиваль Пробуждения в Алматы

 

Так были окрещены три события, которые на прошлой неделе имели место в Южной Столице Казахстана и на берегу реки Или. Посвящены они были празднованию международного дня ООН Явления, Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. Что произошло в Алматы впервые в истории. Весак (майское полнолуние, в которое отмечается этот праздник) был 6 мая, но по ряду причин празднования в Алматы были назначены на 11-12 мая. Местом первого дня фестиваля стала гостиница АСТАНА. Нужно отметить, что руководство этой гостиницы пошло навстречу организаторам праздника и сделало большую скидку на аренду помещения.

 

В 10 часов утра 11 мая в этом замечательном отеле, расположенном на пересечении улиц Байтурсынова и Сатпаева начался круглый стол «Центральная Азия – Взаимодействие, История, Перспективы». Его открыла Лаура Ерекешева – зав. отделом Центральной и Южной Азии института востоковедения им. Сулейменова. Её вступительное слово и дальнейшее ведение круглого стола оставило приятное и светлое впечатление. Затем с приветственным словом выступили советник Наиб-муфтия РК Пейзулла-хаджи Магомедов и православный священник Евгений Мельник.

Первым выступающим был Ренато Сала (ассистировал ему за компьютером его коллега Жан-Марк Деом, оба они работают в институте по проблемам культурного наследия номадов). На экране проектора прекрасное изображение лица скульптуры Будды Шакьмуни сменилось  чередой карт показывающих этапы распространения Учения Будды из Северной Индии в Центральную Азию по данным археологических раскопок. Русский язык итальянского учёного был понятен не всем и в следующий раз ему лучше выступать с переводчиком, но всё же общая мысль его выступления должна была быть понятна всем. Учение Будды, не смотря на всё разнообразие, имеет несколько коренных общих для всех постулатов: Четыре Благородные Истины, Серединный Восмиричный Путь, 12 внутреннеприсущих и внешних причин. Благодаря поддержке сакских и особенно кушанских правителей (кочевников, контролировавших с II в. до Н.Э по V в. Н.Э. Среднюю Азию и север Индийского субконтинента) главным центром буддизма – его сердцем, постепенно становится Гандхара (восточные половины Пакистана и Афганистана) здесь в период рассвета (I – II в.в. Н.Э.) создаются тысячи буддистских монастырей, в которых жило тогда десятки тысяч монахов. Буддистские храмы становятся не только религиозными, но и культурными, научными, финансовыми, общественными, политическими и административными центрами. При этом процветают и все другие религии, так как буддизм проповедует взаимную любовь и уважение между всеми людьми вне зависимости от их веры и этничности. Великое Кушанское Царство демонстрирует пример первой конфедерации множества различных племён и народов – диалога и взаимодействия всех культур и цивилизаций Евразии на Великом Шёлковом Пути. Это был золотой век Центральной Азии. Кушанская монета стала первой мировой волютой, которую одинаково высоко ценили как в Риме, так и в столице Китайской империи Хань. Всё это стало возможно благодаря силе послания Будды, примерившему и объединившему все народы Евразии в центре Великого Шёлкового Пути – в Великом Кушанском Царстве, ставшем тогда главным законодателем общеевразийских процессов – Супердержавой того времени.

Тут нужно напомнить, что Кушаны пришли в Гандхару с территории современных Востока Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана. Тогда же буддизм начал проникать из Гандхары в современные Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан о чём свидетельствуют археологические раскопки в Мерве, Термезе и близ Куляба. По мнению Ренато Сала буддистские археологические находки в Чуйской долине Кыргызстана (там найдены уникальные буддистские статуи в руинах пяти буддистских храмов), относящиеся к периоду упадка Гадхары, когда Кушанское Царство пало под ударами Сасанидов и Эфталитов, доказывают что буддизм на территорию Кыргызстана и Казахстана пришёл из Восточного Туркестана, где начиная с III в. до Н.Э. в Хотане и других городах-государствах расположенных в оазисах Таримской пустыни и у подножий гор стал развиваться буддизм, проникший туда напрямую из Кашмира и Гандхары ещё во времена правления великого Индийского царя Ашоки. Со II в. Н.Э. буддизм в Восточном Туркестане становится господствующей религией, а в IV в. Н.Э. этот регион становиться главным буддистским центром Центральной Азии, откуда послание Будды начинает быстро завоёвывать сердца людей в Китае, Корее и Японии.

В Поднебесной основная масса проповедников Учения Будды и переводчиков буддистских священных текстов были выходцами из этого региона. Среди них особое место занимает Великий Переводчик Кумараджива (344-413 гг.). Как раз о его жизни рассказал художник Кураш Зульфикаров. Кумараджива был принцем Кучи (современный Синзянь-Уйгурский район Китая) и ещё в юном возрасте его мать повезла его на обучение в буддистские монастыри Кашмира, откуда он вернулся домой признанным буддистским наставником и учёным. Затем во время китайского нашествия он был пленён и в конце концов судьба привела его в тогдашнюю столицу Китая – Чанань. Здесь его таланты признал даже император. Кумараджива создал целый цех и школу переводчиков. Под его руководством и под его конечной редакцией был переведён и издан практически весь священный  буддистский канон, насчитывающий десятки тысяч священных текстов, которыми монахи Китая, Кореи, Японии и Вьетнама пользуются и по сей день, читая в оригинале переводы Кумарадживы (во всех этих странах древнекитайский язык используются в Буддизме до сих пор без изменений – тексты совершенно одинаковы по написанию и смыслу, разнится лишь их произношение). Кумарадживу можно назвать величайшим переводчиком всех времён и народов, чья деятельность коренным образом повлияла на формирование всей дальневосточной цивилизации.

Восточный Туркестан долгое время был посредником в передаче культуры Центральной Азии в Китай и оказывал мощное влияние на Поднебесную вплоть до XVII в. Н.Э. – пока в уйгурских владениях сохранялись ростки буддизма, которые были окончательно искоренены в ходе последних исламских завоеваний.

 

Доклад Кураша Зульфикарова сопровождался показам многочисленных прекрасных произведений древнеуйгурского буддистского искусства Восточного Туркестана, где в период рассвета (V-X в.в. Н.Э.) существовали тысячи буддистских монастырей, в которых жили десятки тысяч буддистских монахов. Барельефы, скульптуры и фрески, изображающие будд, бодхисаттв и небожителей, поражают – они само умиротворение и сострадание. Они очень близки по духу непревзойдённому буддистскому искусству Гандхары, но имеют свою неповторимость. Искусство Восточного Туркестана так же оказало колоссальное влияние на Китай, Корею и Японию.

Отдельной темы заслуживает буддистское литературное наследие на древнеуйгурском языке. На эту тему выступил  доктор филологических наук, главный научный сотрудник Академии Наук Казахстана Алимжан Таливалди-Хамраев. Он указал на то что, сама форма стихосложения древнеуйгурской буддистской поэзии указывает на её общность с поэзией кочевников Евразии и особо остановился на том, что на сегодня есть более 20 тысяч  прекрасных стихотворных буддистских текстов на древнеуйгурском языке, которые необходимо переводить на современные тюркские и русский языки, для того что бы это колоссальное наследие не было утрачено безвозвратно современным и будущими поколениями жителей Центральной Азии.

 

Интересным было и выступление композитора Бахтияра Аманжола, в котором он рассказал о своём исследовании по распространению музыкальных инструментов. Он пришёл к выводу что существует ряд инструментов которые были созданы кочевниками Евразии и он рассказал о том как они представлены в музыкальной культуре многих народов мира. Эти инструменты отражают мировоззренческие особенности этих народов. Таким образом эти несколько инструментов кочевников распространились из Центральной Азии не только почти по всей Евразии, но дошли и до Северных Африки и Америки.

Никого не оставило равнодушным выступление буддистского монаха ордена Ниппондзан Мёходзи Алексея Шмыгля из Казахстана. Он говорил о том, что духовность древних кочевников Евразии стала основой учения Будды Шакьямуни, чьё имя можно перевести как Пробуждённый Сакский Святой. В доказательство тому Алексей привёл то, что Будды завещал строить в память о себе Ступы – те же курганы, которые саки и скифы на всём пространстве Евразии возводили в честь своих героев, ради которых они были готовы жертвовать своей жизнью. Таким образом, самым священным для буддиста и сако-скифа было одно и тоже: Курган – Ступа, являющиеся символом вечного космического единства, бесконечной жизни всего бытия и вселенской гармонии. Так же Алексей Шмыгля указал на то, что Центральная Азия имеет богатую историю, которая умоляется современной наукой и кочевая цивилизация в своём пике была самой передовой цивилизацией Евразии в смысле экологичности и духовной культуры. Так же Алексей указал на то, что Учение Будды, как и все другие духовные учения, является важнейшей гранью алмаза общечеловеческой мудрости, без которой этот алмаз не сможет существовать. Он указал на то, что тюркские каганы и вожди были ревностными приверженцами буддизма, а на территории современного Казахстана существует десятки останков буддистских храмов и других буддистских памятников ожидающих подробных исследований. Но главное то, что мировоззрение кочевников очень созвучно тому, чему учил Будда.

В заключении буддистский монах ордена Ниппондзан Мёходзи из Москвы Феликс Шведовский продемонстрировал отрывки хроники «Глобальное Пробуждение» о миротворческой деятельности странствующего учителя этого ордена достопочтенного Тэрасавы-сэнсэя и его учеников из бывшего Советского Союза. Участники Круглого Стола увидели кадры встречи Тэрасавы-сэнсэя с Михаилом Горбачёвым в Кремле в 1988 году, Марша Материнского Сострадания «Во Имя Жизни»  Москва – Грозный 1995 года, Широкого Марша Мира по Евразии (Ясная Поляна – Лумбини) 1998 года, когда его участники прошли через все конфликтные зоны на Кавказе, Пакистан и прошли по Пути Будды от Места его просветления к Месту его Париниваны, так же кадры Пакистано-Индийского Молитвенного Марша Мира 2002 года, Марша Ради Будущего Детей Ирака, проведённого в этой стране перед началом войны 2003 года, а так же кадры годичной давности о участии в торжествах посвящённых Дню Весака на Месте Рождения Будды в Лумбини (Непал) и произошедшем тогда выходе из шестилетней медитации без пищи и воды 21-летнего непальского юного святого Дхарма-Сангхи, известного как Будда-бой.

В конце небольшое, но очень содержательное, выступление сделал Алексей Никинов. Он поведал об общности Тэнгрианства и Буддизма.

Нужно так же отметить, что прекрасным фоном для конференции стали картины и расписные тыквы горлянки, сделанные по мотивом древнеуйгурского буддистского искусства известным художником Ашим Курбаном.

 

 

 

В 19:30 в той же гостинице Астана прошёл Праздничный Вечер Совершенного Пробуждения на который пришло около 100 человек . В зале ресторана «Сулу» был установлен красочный импровизированный буддистский Алтарь. Ведущая Маржан Омиржанова открыла вечер вступительным словом, в котором раскрывалось вся значимость самого Учения Будды и того, что оно вновь возвращается в Центральную Азию. Затем была торжественная церемония, которую провели буддистские монахи Ф. Шведовский и А. Шмыгля. Она проходила на русском языке. Было сделано эффектное подношение разбрасыванием лепестков цветов, прозвучала молитва единения, мира и всеобщего пробуждения «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!» под удары в молитвенные барабаны и отрывок из Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы.

Затем было зачитано воззвание из Лумбини «Пора действовать всем как один ради спасения мира!», составленное год назад достопочтенным Тэрасавой-сэнсэем. После этого к буддистскому алтарю вышли представители различных религий и прозвучали: христианская  молитва (православный священник Е. Мельник), мусульманская молитва (советник Наиб-муфтия РК П. Магомедов), индуистская молитва (координатор движения Люди Доброй Воли Нина Бектемисова). Далее до 22:00 шла культурная программа в которой выступили многие интересные творческие личности, на мой взгляд, самыми запоминающимся были выступления комузистски Гульжан Аманжол, композитора Бахтияра Аманжол и юного чеченского танцора Наби Магомедова.

 

 

12 мая в рамках Фестиваля Пробуждения в Алматы около 10 утра примерно 20 человек выехали к уникальным наскальным буддистским изображениям на реке Или. Эти  шедевры были выгравированы на камне в XVII в. Н.Э. и я не знаю ничего подобного по масштабам и исполнению в области буддистских петроглифов. Буддистские монахи Ф. Шведовский и А. Шмыгля провели церемнию и почтили изображения бодхисатвы сострадания Внимающего Звуам Мира (Аволокетешвара), Будды Шакьямуни, Будды Учителя Врачевания, Будды Акшобхьи и бодхисаттвы Нагарджуны.
Фестиваль Пробуждения в Алматы прошёл скромно, но со вкусом и у всех кто участвовал в его мероприятиях останется светлая добрая память об этом историческом событии.

 

Алекс Алтаев

Комментарии пользователей