Главная » Новости »

Куда смываются деньги?

О том, что деньги утекают как вода, казахстанцы сегодня могут говорить не только в переносном, но и в прямом смысле, оплачивая коммунальные услуги. Тарифы на все блага цивилизации растут быстрее, чем мы успеваем зарабатывать.

Одной из причин утечки из семейных бюджетов, как выяснилось, являются дыры в коммунальном секторе. Ведь именно необходимостью модернизации энергохозяйства и коммунальной инфраструктуры объясняются все последние повышения тарифов на воду, электроэнергию и газ. Так, основная нагрузка по восстановлению ЖКХ практически полностью возлагается на население. Но дело даже не в том, что средства на данные цели решили собрать за счет граждан, а в том, что не видно какого-либо улучшения в секторе. Пока так и не удается понять, куда тратятся деньги. В тарифы закладываются расходы на модернизацию сетей, но прозрачности затрат нет.

Это заставило усомниться в обоснованности постоянного роста тарифов на коммунальные услуги группу депутатов Мажилиса парламента нашего государства.Слуги народа даже сделали запрос на имя премьер-министра Серика Ахметова с просьбой разобраться в данном вопросе. По их мнению, тарифная политика государства должна балансировать между экономической целесообразностью и социальной значимостью.

Ситуацию подогрел и другой факт. Как сообщил, зачитывая свой запрос к премьер-министру, депутат Мажилиса Нурлан Жазылбеков, госагентством по защите конкуренции были выявлены случаи, когда деньги, зарабатываемые монополистами за счет повышения тарифов на услуги для населения, идут не на модернизацию, а на выплату дивидендов их акционерам.

Одним словом, вопрос прозрачности затрат населения становится все актуальнее. А вот меры, необходимые для совершенствования контроля за эффективностью использования казенных средств, пока еще не выработаны.

Однако, по мнению председателя совета партнеров адвокатской конторы «Саят Жолши и Партнеры» Айдына Бикебаева, прийти к другим тарифам все-таки можно. В том случае если появится конкуренция в сфере поставок розничным потребителям.

«У нас нет конкуренции. Все поставщики элеткроэнергии должны иметь возможность продавать электроэнергию через сети естественной монополии. Если государство в лице органа по защите конкуренции сможет обеспечить недискриминационный доступ всех субъектов конкурентной экономики к сетевым ресурсам, то, я думаю, и тарифы будут другими»,— говорит Айдын Бикебаев.

Что касается субъектов естественных монополий, то, по словам эксперта, их износ составляет от 50% и выше. «Решая этот вопрос за счет тарифов, мы получаем палку о двух концах. Если государство в интересах потребителя будет жестко регулировать тарифы субъектов естественной монополии, то не будет производиться нужная модернизация и постоянные аварии, нерациональное использование, потери электроэнергии будут продолжаться, — рассуждает спикер. — Поэтому от установления долгосрочных инвестиционных тарифов пока мы отказаться не можем. Но потери в этой части можно компенсировать, делая конкурентным рынок снабжения. То есть нужно применять не только методы тарифообразования, но и по защите конкуренции. Однако пока активной деятельности в части защиты конкуренции в этом секторе не происходит»,— говорит г-н Бикебаев.

Еще одна надежда решить проблему — это государственно-частное партнерство. С принятием поправок в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения» появится интересный механизм, который позволит передавать объекты государственной собственности в управление, на реконструкцию, в эксплуатацию или аренду частному партнеру. Впрочем, как нам рассказали в Казахстанском центре государственно-частного партнерства, пример успешного проекта в данной отрасли уже имеется. Это проект строительства и эксплуатации межрегиональной линии электропередачи Северный Казахстан — Актюбинская область. Данный проект находится в эксплуатации и снабжает Актюбинскую область электроэнергией, обеспечивая энергетическую независимость региона от поставок из РФ. Собственно, потребность в данном проекте возникла из-за сложностей тарифного регулирования в области энергетики региона, когда российский поставщик электричества практически являлся монополистом. Тогда, в 2005 году, для защиты интересов казахстанских потребителей Министерство индустрии и новых технологий РК выступило концедентом, заключив в результате конкурсных процедур контракт сроком на 17 лет с АО «Батыс Транзит». Сейчас этот проект, по словам председателя правления Казахстанского центра государственно-частного партнерства Жомарта Абиесова, успешно реализуется, казахстанский концессионер выполняет свои обязательства и уже планирует дальнейшее развитие энергетического направления своего бизнеса.

Екатерина Корабаева

Источник: Бизнес&Власть

Комментарии закрыты.