Главная » Уникальные книги »

Энтони Джей. Эффективная презентация

Эффективная презентация

Введение. Что такое презентация
Начнем с того, что это не урок, и ведущий презентации не может отождествлять свою роль
с ролью учителя. Никто из аудитории не собирается сдавать экзамен и отвечать на вопросы
относительно того, чему его научили. Ведущий не может дать слушателям домашнее
задание, уделить персональное внимание отстающим ученикам, остановиться и быстренько
провести тест, чтобы увидеть, кто и насколько внимательно слушал. Более того, самые
важные учительские приемы почти всегда неприемлемы для ведущего – прием вовлечения в
работу всего класса, побуждение их к самостоятельной работе, стремление постоянно их
загружать. Конечно же, в обучении класса присутствует сильный элемент от, презентации,
и, надеюсь, следующие главы могут быть полезны и для – учителей, но руководство классом
гораздо важнее и заслуживает книги, написать которую не в моей компетенции.
Менее очевиден и поэтому, пожалуй, более важен тот факт, что презентация – это не лекция.
Они похожи и на лекции и на презентации: аудитория редко проявляет активность, и
лекторы используют все визуальные приемы, которые упоминаются в этой книге.
Существенное отличие кроется в причине, но слушатели приходят на презентацию.
Почему здесь собралась эта аудитория?
Лектор вполне может предположить (даже если этого не делают лучшие из них), что
аудитория приходит сюда с желанием или, по крайней мере, из-за необходимости узнать,
что же собирается им поведать лектор. Аудитория на презентациях почти во всех случаях
приглашена самими ведущими или их организацией; стремление ведущего сообщить
информацию обычно превышает желание аудитории получить ее. Более того, лекторы
обычно в какой-то степени становятся рабами программы. Если что-то оказывается
особенно сложным, им приходится пытаться разъяснить это в дополнительное время: у них
нет такой свободы, как у ведущего презентации, в плане того, что включить в программу, а
что не включать.
Если уж кому-то хочется найти параллель с другой профессией, то ведущий презентацию
гораздо ближе к адвокату, чем к учителю “или лектору. Презентация – это упражнение в
убеждении. Конечно, есть и другие составляющие, например передача информации и идей,
но презентации устраивают для того, чтобы убедить человека или группу людей:
· принять или пересмотреть свою позицию;
· принять или изменить мнение;
· предпринять или воздержаться от какого-либо действия или решения.
Конечно, у учителей и лекторов также возникает подобная необходимость в убеждении, но
на презентациях она более явная.
Отношения с аудиторией
В большинстве случаев на презентациях нормальные отношения между аудиторией и
выступающим оказываются перевернутыми. Если лектор находится за кафедрой, чтобы
обратиться к массе людей, то в этом случае как бы подразумевается, что его статус в какой-
то мере выше – об этом более подробно говорится в главе 7. На презентации обычно все
происходит наоборот: говорящий обращается к аудитории с уважением подчиненного к
людям более высокого положения. Он (или она) не может потребовать их внимания, самое
большее, что он может, – это заслужить его.
Естественным следствием этого является то, что продолжительность презентации
ограничена. Если лектор может спросить: “Как много времени потребуется на эту тему? “,
то первый вопрос ведущего презентацию обычно такой: “Сколько времени может уделить
этому аудитория ?” Логика ограничения времени неизбежно приводит к определенным
умозаключениям. Очевидно, что ведущий, как и лектор, хочет использовать время с
максимальной выгодой, а это влечет за собой проблемы. Лектор может разделить эту
проблему со своим классом, дать им дополнительную литературу, письменную или
практическую работу или заставить их очень сильно сконцентрироваться во время лекции;
ведущий же презентации принимает все проблемы на себя, чтобы спасти от них аудиторию,
затрудняя тем самым для себя те вещи, которые могут быть весьма просты для них.
Звук и зрение
Единственным следствием этого является потребность в визуальных помощниках. Вы не
можете сжать слова до определенного предела без того, чтобы не утратить понимание и
интерес вашей аудитории, но разумное использование иллюстраций может передать эту же
информацию намного лучше.
ИЛЛЮСТРАЦИИ МОГУТ БЫТЬ ЛУЧШЕ СЛОВ
· Быстрее
· Эффектнее
· Легче запоминающиеся
И как только подключаются визуальные помощники, экспозиция начинает становиться
более формальной в плане возможности придерживаться заранее оговоренного сценария.
Беседа может идти в целом вокруг да около на основе нескольких пунктов, которые
говорящий держит в памяти, или нескольких заметок, записанных на карточке, но
отклоняться от заданной последовательности слайдов ведущий презентации может только
на свой страх и риск.
Может показаться, что презентация – это форма коммуникации, которая обнесена стеной
препятствий и обременена тяжкой ношей. И тем не менее у нее есть один освобождающий
фактор: обычно она нужна, чтобы стать прелюдией к дальнейшему обсуждению и выставке.
Если она терпит неудачу, то и дальнейшего обсуждения не будет, но если ее ожидает успех,
то аудитория, которой она и была адресована, захочет изучить предмет более детально. Ее
цель ограничена, она и не должна быть всеобъемлющей. Обычно презентация бывает
успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить больше
информации: это желание может быть удовлетворено другими способами и в другое время.

Комментарии закрыты.