Главная » Кто мы? » Учителя » 1. Дзюнсей Тэрасава »

Молитвенное голодание

Друзья.

Ближайшие 8 дней, с 1 го декабря по 9 е,  буду недоступен для звонков и писем.

Почему ?

Вместе с Буддийской Сангхой  буду принимать участие в Практике Дхармы на Тянь Шаньском Месте Пути.

Практике Рохачи Сессин (8 дней контроля над сознанием) уже 100 лет. Первый кто ее начал практиковать был Преподобный Нитидацу Фудзии.

Первоначально эта практика была в Дзен Буддийских монастырях. Она была посвящена просветлению Будды 8 декабря по Японской Традиции. Монахи во время  этой практики стремятся повторить подвижничество Будды под Деревом Боддхи. 7 дней сидят в неподвижности и на 8й празднуют просветление Будды.

Одно из изменений которые ввел Нитидацу Фудзии , разрешил спать, но отменил еду и питье.

Теперь эта практика проходит 8 дней, 7 мь из которых мы будем держать сухое голодание и Бить в Барабан Дхармы произнося молитву  НАМУ МЕ ХО РЕН ГЕ КЕ. И хотя в отличии от Дзен Буддистов мы не молчим, при этом  мы только произносим одну молитву и все так же,  для нас  важна неподвижность тела и мыслей.

Вот что пишет об этой практике Достопочтенный Дзюнсэй Тэрасава после проведения ее в 1995 году в Украине.

ДЧ

Дзунсей Тэрасава

Семидневное затворничество

Четыре предписания
(30.11.95, Харьков)

С завтрашнего дня мы начнем нашу семидневную интенсивную практику рохати-сэссин (яп.) Для нас это очень важное, драгоценное время, когда мы откладываем все свои повседневные дела и заботы, чтобы посвятить все наше время, нашу жизнь на эти семь дней только практике Лотосовой сутры. В частности, для того, чтобы тренировать наше тело и ум и очистить, обострить и сделать ясным наш «корень»-разум.

«Разум этого человека чистейший, светлый, острый, без загрязнений…» (гл. XIX, «Блага, обретаемые Учителем Дхармы»)

В этом наша цель. Все эти дни мы будем произносить Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё для того, чтобы обрести такое сознание.

«С помощью этого чудесного «корня»-разума он познает все учения – высшие, средние и низшие», а также все существующее внутри и снаружи… Благодаря такому сознанию мы увидим и поймем мысли всех живых существ, а также постигнем значения всех учений Будды и смысл всех его слов.

В одном этом имени Лотосовой Сутры заключены все учения Будды Шакьямуни и всех будд прошлого, настоящего и будущего. Как мы можем обрести эту Сутру? Мы читали о четырех предписаниях, необходимых для этого.

«Во-первых, если добьется, чтобы будды охраняли его или ее и думали о них» (гл. XXVIII, «Воодушевление бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость»).

Чтобы все будды помнили о нас, думали о нас и защищали нас, покровительствовали нам. Без такой помощи будд невозможно обрести учение Лотосовой Сутры.

«Во-вторых, если взрастит в себе корни добродетелей».

То есть добрые «корни» своих прошлых жизней. Что это за добрые «корни»? Добрые «корни» – это шесть парамит – даяние, заповеди, терпение, усердие, сосредоточение и мудрость. Даяние… Что вы отдаете? Все. Помогаете другим, делаете подношение чем-то. То, что принадлежит вам, отдаете другим, чтобы вы не имели, до самого конца. Парамита значит совершенство. Если у вас есть сто рублей, а вы отдаете рубль, то это не парамита. У вас есть тело, которое вы можете использовать, помогая другим: старикам, больным, выполняя любую работу до конца, а это значит не только в этой жизни, но и в течение всех последующих жизней тоже. Таково значение парамиты.

Далее заповеди, терпение, постоянное усердие и единство в мыслях и, наконец, мудрость – праджняпарамита. Благодаря этой мудрости вы сможете стать совершенными во всех остальных парамитах. Эта праджня – мудрость Будды и обретая ее мы завершаем шесть парамит. Таково значение добрых «корней». Без таких добродетелей невозможно получить Лотосовую Сутру.

Но, по крайней мере, в этой жизни мы уже слышали Лотосовую Сутру, читали ее и восприняли ее. Мы встретились с Лотосовой Сутрой в этой жизни, а это было бы невозможно, если бы мы не совершали бесчисленных подношений сотням миллионов будд прошлого. Мы родились в XX веке, грязном, злом последнем веке и встретились с Лотосовой Сутрой. У нас никогда бы не было такой возможности без великой доброй кармы прошлых жизней. Будда говорит, что такой человек – это его посланец; такого человека в этот век послал Будда, и что этот человек из сострадания к живым существам специально рождается в этом веке. Такая жизнь невозможна без великой доброй кармы прошлого.

Третье условие это – правильное самадхи: «в-третьих, если вступит в правильное сосредоточение». А это значит – состояние бодхисаттвы никогда не возвращающегося. Какой бы мара не пришел, какие бы сложные препятствия не возникли, какое бы испытание не явилось, корни и мудрость уже глубоки и бодхисаттва никогда уже не отступит, не свернет со своего пути. Войти в такое состояние правильного сосредоточенного сознания – третье условие, необходимое для того, чтобы получить эту Сутру.

Но все эти три условия – это четвертое условие: «в-четвертых, если пробудит в себе мысли о спасении всех живых существ».

Лишь тогда мы сможем выполнить предыдущие три условия и будем способны постичь действительное значение Лотосовой Сутры. Если мы хотим следовать ее учению в этом злом веке, для этого и нужны такие периоды интенсивной практики, чтобы очистить свое тело, свое сознание. Для этого мы выбираем и создаем наилучшие психологические, физические и духовные условия, с верой и устрем лением мы садимся на Место Пути. И ходим ли мы или сидим, постоянно размышляем о глубоких значениях и практикуем учение Лотосовой Сутры.

И тогда бодхисаттва Всеобъемлющая Мудрость появится и вручит дхарани, и увидев всех будд и бодхисаттв, мы взойдем на эту ступень никогда не возвращающихся.

Во всяком случае, в этом смысл семидневной интенсивной практики, которую мы начнем завтра.

Прекращение заблуждений
(01.12.95, Харьков)

Итак, первый день нашей традиционной ежегодной семидневной практики завершен. Мы продолжим нашу практику завтра, и послезавтра вечером мы промоем желудок и кишечник и прервем таким образом практику на один день. То есть до перерыва у нас еще два полных дня. Сегодня все мы смогли преодолеть физические трудности. Однако завтра будет намного тяжелее. Обычно второй день практики самый трудный.

Каждый день нашей жизни, как правило, наполнен разными заботами и делами, мы что-то делаем, о чем-то думаем и так проходит день за днем. Мы тратим время на то, чтобы готовить, стирать, убирать, на разговоры с другими людьми, иногда очень важные, порой совершенно пустые. И все это время наши мысли скачут с одного предмета на другой. Мы слушаем ежедневно тысячи слов, будь это радио, телевизор или речи других людей. Так проходит день, за ним – другой, так проходит жизнь.

Но сейчас мы прекращаем делать все это. Мы не готовим еду и даже не едим и не пьем, не говорим никаких слов. Только произносим Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё, не говорим ничего другого, и хотя наши мысли по-прежнему плавают в разных местах, цель нашей практики – прекратить весь этот поток заблуждений. Обычно нам кажется, что мы живем во времени, которое проходит секунда за секундой, так мы считаем, всегда мы что-то говорим, думаем и делаем и этим рождаем нашу карму.

Сейчас мы прекращаем все это, стремимся осознать и разрушить наши заблуждения. Сознание, с которым мы действуем или говорим, само по себе является результатом нашей прошлой кармы. Эта карма – источник заблуждений, которые заставляют нас верить в проходящее мгновение за мгновением время. Цель нашей практики – разрушить эти заблуждения, именно по этой причине мы прекращаем все действия нашего тела, прекращаем говорить и стараемся сдержать наши мысли. И для того, чтобы привести наше тело, речь и сознание к мудрости Будды, мы произносим Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё. Но это не слова, которые несут какой-то смысл, а это сама истинная мудрость Будды, которую мы не знаем, но которую можем воспринять, и для этого произносим Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё, повторяя постоянно своим голосом, а всем телом и мыслью пытаясь воспринять эту сущность мудрости Будды, сущность Лотосовой Сутры – Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё. Лекарство, которое вручил Будда. «Что за лекарство?» – мы не можем этого знать, проанализировать это. Но оно непостижимым образом заключает в себе:

«Все учения, которые имеются у Татхагаты, все свободные божественные силы Татхагаты, все сокровищницы тайного и самого главного, что есть у Татхагаты, все глубочайшие дела Татхагаты» (гл. XXI, «Божественные силы Татхагаты»).

Таким путем мы стремимся разрушить все заблуждения, проистекающие из бесконечного круга существований, всю нашу карму, рожденную нашими мыслями, речью и телом, существующую в наших шести «корнях». Очищая эти «корни», мы разрушаем наши заблуждения в стремлении увидеть истинную таковость. И хотя это трудно, но это не теория, а то, что нужно практиковать. Разрушая эти заблуждения, наш разум-«корень», наше сознание становится острым и чистым, и тогда мы способны увидеть ясную картину прошлого, настоящего и будущего, всего существующего, так, как оно есть. Все существующее и есть Лотосовая Сутра, но не книга, а реальность самого бытия, глубочайшая скрытая реальность, содержащая тело и сознание вечного Будды, настоящее Место Пути, место, где мы совершаем практику истинного очищения и раскаяния. Это трудно, и ради этой цели мы постоянно произносим Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё. Чтобы постичь эту таковость, нам нужно контролировать свои мысли, удерживая их, и это тоже одна из причин постоянного произнесения. Для того, чтобы превозмочь слабость в теле, можно некоторое время походить вокруг или умыться холодной водой, чтобы побороть сонливость.

Если мы пытаемся разрушить карму – обязательно происходит реакция, то есть карма реагирует, препятствуя практике. Это и есть Мара, в действительности ничто иное как тень кармы. И если мы сможем это преодолеть, очистить нашу карму, это значит – мы победим Мару. Место этой борьбы внутри нас самих. Преодолеть карму и победить в этой борьбе с Марой – такова цель нашей практики. Завтра будет еще тяжелее, но если мы преодолеем завтрашние трудности, телу станет намного легче. Пожалуйста, хорошо отдохните этой ночью.

Встреча с Марой
(02.12.95, Харьков)

Второй день нашей практики закончился. Для нас этот день, пожалуй, один из самых трудных, в основном, конечно, из-за того, что мы уже два дня ничего не едим и не пьем, и такие условия непривычны для нашего тела, к тому же, второй день это время, когда обычно изменяются процессы жизнедеятельности нашего организма. И, несмотря на то, что завтра мы также не будем есть и пить, нам будет гораздо легче, чем сегодня. Тело привыкает обходиться без пищи и воды. Завтра вечером мы прервем наш пост и промоем желудок и кишечник. Таким образом мы очистим наше тело изнутри, и наша кровь также очистится. Затем утром пятого дня мы продолжим нашу практику. Четвертый день будет днем отдыха, поскольку многие из нас не готовы к тому, чтобы совершать такую практику без перерыва в течение семи дней подряд.

В течение всей практики мы размышляем о том, что было сделано нами в прошлом, какие были ошибки в нашем пути бодхисаттвы, в изучении Дхармы. А также мы размышляем о будущем, о том, что нам предстоит сделать в следующем году. Наша практика дает нам возможность увидеть то, что ожидает нас на нашем пути бодхисаттвы в следующем году. Лотосовая Сутра входит в наше тело, речь и сознание и, таким образом, мы учимся нашему пути бодхисаттвы. Всегда на этом пути мы сталкиваемся со множеством всевозможных трудностей, всегда противостоим Маре. Мара не приходит откуда-то снаружи, но всегда является изнутри нас самих как результат нашей прошлой кармы, и этой встречи невозможно избежать. Это нужно только преодолеть, победить. Такова цель нашей практики. Какие бы трудности не встретились на нашем пути в следующем году, нужно только быть готовыми встретить их и преодолеть, то есть победить в этой битве с Марой. Цель нашей семидневной практики – выиграть в этой борьбе; если мы окажемся не способны преодолеть наши слабости в этой практике, тогда на нашем пути бодхисаттвы в следующем году мы наверняка потерпим поражение. У нас нет возможности уклониться, избежать этой борьбы, нужно только выстоять, победить.

Будда не просит невозможного. Но это трудно. И чтобы сделать это, нужна великая клятва и большое стремление, но прежде всего чистая вера. С такой чистой верой мы сможем победить всех мар, которые приходят изнутри нас самих. На самом деле любые трудности, любой мара – всего лишь тень нашей кармы и в действительности они не существуют. Все спокойно и пусто, ничто в действительности не существует и походит на тень или сон.

Но наша практика Лотосовой Сутры выходит за пределы такого видения «пустоты». Каждое мгновение все существующее, все вещи и явления, в действительности ничто иное как проявление нашего сознания Лотосовой Сутры. Все существующее и есть Лотосовая Сутра, и наше сознание – это центр Лотосовой Сутры. Мы должны увидеть это, а значит увидеть, что все вокруг, внутри и снаружи, – это Будда и даже любой мара на самом деле – Будда. Здесь скрыты божественные всепроникающие силы Будды, если мы живем и действуем с таким сознанием, все, чтобы мы ни делали, становится действием этих божественных сил.

Мы совершаем нашу практику для того, чтобы осуществить это. Поэтому мы не должны бояться физических трудностей. Любая боль исчезнет, если мы будем твердыми в своем решении преодолеть ее. Если мы будем тверды и не отступим, все будды будут защищать нас и все решится чудесным образом, произойдет чудо, но если мы окажемся не готовыми к тому, чтобы преодолеть эти трудности, тогда лучше умереть, чем отступить. Однажды сдавшись, мы всегда будем обречены на поражение.

Радость всех будд
(03.12.95, Харьков)

Вся наша практика в целом, и в частности наше семидневное затворничество – для того, чтобы обрести эту чудесную чистую Дхарму. Обрести Чудесную Дхарму и широко ее проповедовать – в этом смысл жизни бодхисаттв, выпрыгнувших из-под земли. Будда Шакьямуни вместе с Буддой Многочисленные Сокровища воссели в Драгоценной ступе и со всех десяти сторон света прибыли бесчисленные будды и бодхисаттвы, а также боги, драконы, четыре группы и другие существа – все великое собрание Лотосовой Сутры, все эти чудесные божественные превращения и проявления великих божественных сил, все это совершилось с одной единственной целью – вручить бодхисаттвам, выпрыгнувшим из-под земли, Чудесную Дхарму Лотосовой Сутры.

«И тогда миры в десяти сторонах света беспрепятственно соединились и стали как одна Земля Будды… И все будды возрадовались и выявили свои неисчислимые божественные силы» (гл. XXI, «Божественные силы Татхагаты»).

Наша практика для того, чтобы обрести эту Чудесную Дхарму. В этом веке, на этой земле, всю жизнь мы стремимся только к тому, чтобы воплотить эту Дхарму, потому, что распространять учение Будды в наше время – это вовсе не значит создавать организации и союзы буддистов с целью получить от этого какую бы то ни было выгоду. Современные религиозные организации обычно собирают большое количество людей, навязывая им различные доктрины. И люди начинают думать: «Я верю в это, я следую тому», – но после того, как организация становится большой, те, кто стоит во главе ее, начинают собирать с этих людей деньги. Конечно, это очень низкий уровень религиозной деятельности.

Но мы родились людьми ради единственной цели – найти этот Не Имеющий Высшего Предела Путь будды, и для того чтобы пройти этот путь, мы должны быть готовы не пожалеть своего тела и жизни. Если нас действительно не волнуют наше собственное тело и жизнь, тогда нам должно быть все равно, в какую одежду одеваться, какую пищу есть сегодня, где жить и т. д. Собственность, имущество нам тогда не нужны.

И если мы действительно хотим пройти Не Имеющий Высшего Предела Путь и привести всех живых существ к освобождению, тогда все будды возрадуются и проявят свои божественные силы.

Мы должны преодолеть в этой практике наши физические слабости, иначе наш путь бодхисаттвы в следующем году будет обречен на поражение. Конечно, ни у кого нет такой обязанности – страдать от боли, но если мы стремимся обрести мудрость Будды, спасти всех живых существ, то должны преодолеть все эти трудности. Если мы действительно ощущаем безграничную радость всех будд, то сможем увидеть смысл своей жизни как жизни посланца Татхагаты и тогда сможем широко проповедовать Дхарму, которую вручает нам Будда.

Но если у вас нет Дхармы, завещанной вам Буддой, тогда что вы будете проповедовать?

Для того, чтобы хранить Чудесную Дхарму, мы должны пройти этот трудный путь и мы увидим тогда как безграничная радость всех будд станет нашей радостью, которая не стоит никаких денег. Для нее не нужны никакие особенные одежды, не нужно большого дома или машины, славы и имени – всего этого не нужно. Нам необходимо только ощутить эту неизмеримую радость Будды самим, а также увидеть то, что Будда вручает нам. Если вы обретете это, то сможете быть посланцем Татхагаты.

Мысли о великом пути
(04.12.95, Харьков)

Во время нашей практики, мы размышляем о том, каков будет наш путь и какими будут наши дела в следующем году. Сегодняшняя ситуация в России или в Чечне, во всем мире, свидетельствует о больших проблемах, которые выросли перед народами этих стран и перед людьми всего мира.

Учение Будды, которому мы следуем, существует не для того, чтобы отделять нас от этих проблем. Напротив, всей своей жизнью мы входим в этот мир, и в этом страдающем мире мы ищем путь к освобождению. Если же мы отделяем себя от реальной жизни и реальной ситуации в мире, то значит мы не понимаем настоящей цели учения Будды. Куда бы вы не направились, чем бы вы не занимались, главный вопрос, который по-настоящему должен волновать вас: «Как спасти и освободить этот мир?» Никто не скажет вам, что надо делать: то или это, но вы сами должны решать как вам жить и что делать.

На самом деле наша работа не такая уж сложная – куда бы мы не направились, где бы ни были, везде мы бьем в барабаны и произносим: Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё.

Такое простое дело может делать каждый – будь он старик или ребенок, умный или глупый, но тех, кто ее в действительности делает, очень мало. Настолько трудно в нее поверить, и настолько это редко – иметь такие корни добродетелей в своих прошлых жизнях, что делать это могут только бодхисаттвы, отбросившие плоды своей прежней доброй кармы, и специально пришедшие в мир, чтобы широко проповедовать здесь Чудесную Дхарму Лотосовой Сутры.

Мы не должны думать, что мы члены какой-то религиозной организации или, что наша цель – собрать как можно больше последователей. Каждый из нас должен сам следовать Не Имеющему Высшего Предела Пути и каждый должен сам видеть свою жизнь жизнью истинного ученика, непосредственно и напрямую связанного с вечным Буддой Шакьямуни.

И если так, тогда вы действительно сможете увидеть Будду Шакьямуни и всех будд десяти сторон света, и сам Будда Шакьямуни будет учить вас Лотосовой Сутре и однажды коснется своей рукой вашей головы в знак того, что вы и есть его «добрый сын».

Без искреннего, честного, настоящего следования Сутре, никто не сможет достичь такой ступени. Главное, у каждого из вас должны родиться чистые мысли о великом пути, и совсем не стоит переживать о том, что вас никто не поймет или осудит, быть может, даже выступит против вас. Прежде всего, вы сами должны следовать этому пути.

Конечно, важна Сангха и добрые знакомые, которых мы встречаем в жизни, но в глубочайшем смысле, бодхисаттва всегда следует своему пути один, в одиночку.

Например, Иисус. Он пошел, чтобы быть распятым один, никто не последовал за ним, даже ученики, которые скрылись, а позже отказались от своего учителя. Будда, сидя под деревом бодхи, победил Мару в одиночку, потому что в этой битве не может помочь никто, но в этом и заключается сущность пути бодхисаттвы.

Чтобы помочь вам увидеть Будду, открыть око истинной мудрости, для этого вам нужен добрый знакомый, учитель, от которого вы услышите Дхарму. Без учителя вы никогда не сможете услышать Истинную Дхарму, а значит не сможете встать на путь, ибо наша «природа» будды никогда не откроется до тех пор, пока мы не встретим учителя, который проповедует нам Дхарму. И хотя на этом пути мы совершенно одни и наша «природа» будды открывается сама, но для того, чтобы это воистину произошло, нужна помощь всех будд и бодхисаттв и помощь учителя. Мы должны открыть в своем сердце кротость и научиться хранить благодарность за то, что однажды мы смогли услышать Дхарму.

Сможете ли вы истинно следовать пути бодхисаттвы или станете надменными и эгоистичными, зависит от того, насколько глубоко вы сможете быть благодарны учителю, от которого слышали Дхарму. Кто-то может подумать, что когда-нибудь он может остаться совсем один, и тогда никто ему не поможет и никто не научит, но на самом деле это будет лишь высокомерным отношением.

Будьте кроткими, простыми и благодарными, а также истинно почитайте Будду, Дхарму и Сангху, и вы никогда не допустите ошибок.

Сейчас многие люди, изучающие учение Будды, становятся высокомерными потому, что смотрят на Учение с академической, интеллектуальной точки зрения, как на своего рода знание, теорию. Такие люди могут много знать об учении Будды, но на самом деле они далеки от истинного пути.

Единство в мыслях
(05.12.95, Харьков)

Теперь, по прошествии пяти дней нашей практики, мы можем легко концентрироваться и видеть глубоко и ясно, и благодаря этому у нас появилась хорошая возможность размышлять об учении и собственной жизни.

Сегодня мы читали фрагмент из самой важной части Лотосовой Сутры, где Будда ясно говорит:

…Сейчас вы все воистину сможете
Услышать Дхарму,
Которую еще никогда не слышали…
Сейчас воистину поведаю вам о ней.
Слушайте, все как один!
(гл. XV, «Выпрыгнувшие из-под земли»)

Будда призывает Майтрейю и других бодхисаттв подготовить себя к восприятию этого главного учения – наивысшей мудрости Будды. Это совет – не только для Майтрейи и других бодхисаттв, но и для всех нас.

Как войти в глубочайшую мудрость Лотосовой Сутры?

Первое, – это, «будучи едиными в мыслях, – надеть доспехи усердия», т. е. доспехи подобные тем, какие надевают воины, приготавливаясь к сражению, чтобы защитить себя во время битвы. Не просто усердие, а настоящие доспехи, латы против мары желания, лености, сомнений, печали, страха, сонливости – против этих полчищ мары, которые стремятся разрушить наше твердое намерение.

Будда говорит о своем желании «выявить мудрость будд», т. е. саму мудрость непосредственно, которая за пределами слов, уловок, объяснений. Ее невозможно объяснить, можно лишь прямо показать, ведь она ничто иное как сама действительность, реальность, которую знают только будды.

Единство в мыслях – вот что необходимо нам, чтобы услышать эту мудрость Будды. Когда мы говорим о самом важном, нужно быть единым в мыслях (в это время кто-то перелистывал Сутру – прим. ред.)! Если вы думаете, что можете слушать Дхарму, занимаясь чем-нибудь другим, то с таким отношением вы не сможете войти в эту мудрость. Слушайте внимательно!

Все начинается с этого – способны ли мы слушать. Оставьте все. Никогда не занимайтесь в это время ничем другим. В противном случае, заниматься другими делами лучше в других местах, потому что, если вы будете заниматься ими здесь, то это само по себе будет величайшим преступлением, противодействием глубочайшей Дхарме. Может быть этим вы никому не помешаете, но сами разрушите свое будущее.

Будьте внимательны, собранны. Будда три раза повторяет:

«…Будьте едины в мыслях! Слушайте все как один».

Только тогда, когда мы едины в мыслях и надели доспехи усердия, Будда показывает нам свою чистую мудрость, высшую реальность, которую невозможно объяснить. Что такое эта мудрость? В чем заключается эта мудрость?

Это три силы – «свободная сила божественных проникновений будд; могучая сила львиной активности будд; сила великих усилий будд, внушающая благоговение».

Эти силы представляют собой вечное существование самого Будды, его бесконечную работу, которая началась в безначальном прошлом и будет продолжаться в бесконечном будущем, наполняющую собой все десять сторон света. Везде и всегда Будда постоянно работает, спасая всех живых существ. Эти силы – работа мудрости Будды, и именно их он намерен выявить, прямо показать.

С этого момента, собственно, и начинается настоящее учение Лотосовой Сутры. И мы можем войти в него и для этого Будда снова говорит нам:

Воистину продвигайтесь
в совершенствовании
и будьте едины в мыслях!
…Пусть у вас не будет
сомнений и беспокойства.

Оставьте сомнения. О каких сомнениях я говорю? Сомнения в себе, сомнения в учении, в учителе – они не дают нам слушать и верить. Ведь чтобы воспринять эту невообразимую мудрость, о которой даже задуматься трудно, нужна великая сила веры, а также сила терпения и добра:

Мудрость Будды трудно постичь.
Проявите сейчас силу вашей веры,
Пребывайте в терпении и добре!

Лишь тогда мы сможем слушать и услышать. И снова Будда говорит:

Не сомневайтесь и не бойтесь
…Слушайте все как один.

Таковы наши приготовления к тому, чтобы непосредственно ощутить эту силу Будды, который вечно без устали спасает живых существ и вечно проповедует нам свою мудрость, и мы должны быть готовы к тому, чтобы услышать ее.

Для этого нам надо быть едиными в мыслях, быть усердными, для этого нам нужна сила веры, терпение и добро, а также отсутствие страха и сомнений. Наша практика это хороший урок. Все эти качества нужны нам для того, чтобы войти в эти силы Будды и воспринять их.

Звуки барабана
(06.12.95, Харьков)

Шестой день нашей практики завершен, и, как я уже говорил, сейчас мы начнем промывание желудка и кишечника. Хотя, по-настоящему, практика должна продолжаться вплоть до утра 8-го дня, дня Просветления Будды Шакьямуни.

Во время этой практики я ясно осознал важность того, как правильно нужно бить в барабан. Самая важная практика, которую делает сейчас только Нипподзан Мёходзи, та, которую начал мой учитель Нитидацу Фудзии – это бить в барабан. Потому, что в этом заключено глубочайшее учение Лотосовой Сутры. И все блага Лотосовой Сутры исходят отсюда.

Лотосовая Сутра – это ведь не просто бумага, – печатный текст в 28 глав и несколько десятков тысяч слов. И простое чтение этих слов в наши дни не является практикой Лотосовой Сутры. Но бить в барабан – это само по себе значит все – читать Сутру, хранить Сутру, объяснять и проповедовать ее. В наше время никто не понимает, что такое Лотосовая Сутра. Это знают только Будда и будды. И если мы попытаемся проникнуть в глубочайшую Истину Лотосовой Сутры посредством языка ли, интеллекта или даже медитации – не сможем достичь ее. Никто не сможет достичь. Но наше сознание, наш голос, наше тело и вся земля – все вместе проповедуют Лотосовую Сутру вечного Будды, когда мы бьем в барабан. Такую практику начал мой Учитель и это стало началом Ниппондзан Мёходзи. И сейчас, в наше время, в этих звуках барабана проявляются деяния и практика бодхисаттвы Высшие Деяния.

Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё – люди не могут понять, что означают эти звуки. И они думают, что мы должны перевести их и объяснить. Но не в этом цель нашей молитвы.

Барабан… Существует много всяких барабанов: литавры, р`оковые барабаны, народные барабаны. И есть барабан Великой Дхармы и в его звуках живет все Учение Лотосовой Сутры – Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё. И все, кто слышит эти звуки, и камни с деревьями, которые не могут слышать, все во Вселенной, все десять сторон света наполняются этими звуками, возвещая, что всё, эта вся Вселенная и есть Чистая Земля Будды. Потому что единое сознание, которое и есть сознание Будды, существует в каждом и во всем. И звуки Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё, и звуки барабана, сами по себе являются голосом вечного Будды. Поэтому, не нужно объяснять, что это, и тем более переводить, но это само по себе и есть цель, и в этом действи тельное значение ударов в барабан и произнесения Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё.

Какие же блага несет в себе эта молитва?

«…Все учения, которые имеются у Татхагаты, все свободные божественные силы Татхагаты, все сокровищницы тайного и самого главного, что есть у Татхагаты, все глубочайшие дела Татхагаты…» (гл. XXI, «Божественные силы Татхагаты») работают в этой молитве и существуют в ней. Никто не может это увидеть и никто не может понять.

Поэтому так важно бить в барабан. Когда мы бьем в барабаны, – в маленький или большой, то каждый должен сознавать, что в каждом звуке барабана звучат голоса всех будд десяти сторон света и трех времен.

То же самое и с нашим Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё. Наш голос сам по себе – это великий звук единой Дхармы вечного Будды. Один звук. И из этого одного звука появляется все, и каждый может стать буддой благодаря этому звуку. Таков этот звук сам по себе. Каждый звук нашего голоса и нашего барабана должен быть глубоким. Я обнаружил, что многие произносят Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё механически, только горлом, но не животом, не всем телом. Из-за того, что произнесение не происходит из глубины, со временем темп его учащается. То же самое и с ударами в барабан. Ваши удары и весь ритм очень механические, исходят только из рук. Только отсюда (показывает руки от локтей) исходит движение. А потому, хотя вы и стараетесь бить сильно, звук получается плоским, неглубоким. А поскольку голос не исходит из глубины, вы начинаете спешить. Все быстрее и быстрее. И, в конце кон цов, это становится похожим на то, как будто работают маленькие барабанные машинки. В этом, конечно, нет и не может быть никакого глубокого самадхи, никакого глубокого единства, нет реальной цели. Те, кто услышит такое пение под звуки барабанов скорее всего воспримут это как звучание какого-нибудь военного марша.

Голос должен идти из живота, из глубокого самадхи, одним словом, должна быть глубина. Вы не сможете издать глубокий сильный звук только руками. Несмотря на то, что вы прикладываете силу, звук получается плохой, очень плоский. Но если энергия всего тела направляется в каждый удар, тогда звук получается очень глубоким, даже если нет большой силы в руках. И наоборот, если вы стремитесь извлечь громкий глубокий звук, используя только руки, тогда исчезает глубина и темп возрастает. Быстрее и быстрее.

Так вы не сможете бить в барабан целый день. Через два часа петь становится очень трудно, во рту пересыхает и жажда становится невыносимой. И тогда вы бьете в барабан, думая только об одном: «Когда уже конец? Когда уже конец?» Таким образом, мы, конечно, не сможем достичь глубочайшего Колеса Дхармы.

Вы должны быть бдительны, собраны, особенно те, кто бьет в большой барабан. Каждый удар, каждый звук должен быть очень глубоким, исполнен тщательно и глубоко. Никогда не спешите. Пытайтесь следовать моему примеру. Я показываю, и вы должны делать как я. И еще. Первые три удара – «На-му-мё…» – их вы делаете очень быстрыми, неотчетливыми, смазанными. Каждый звук станет глубоким, если вы сделаете эти первые три удара отчетливыми и глубокими – ду-ум – ду-ум – ду-ум – всем телом.

Когда я практиковал в Индии, целый день я мог бить в храме в большой барабан без перерыва. Но если бить только руками, невозможно будет продолжать целый день до конца, к тому же звук получается некрасивым, плоским, в нем нет никакой глубины, нет красоты, нет самадхи. Вы должны дарить всем блага Лотосовой Сутры звуками вашего барабана, а потому – бить в барабан – только в этом заключается наша работа, в этом наша самая важная практика.

В этом году мы смогли бить в барабаны в России в самых важных местах, в самое нужное время. Там, где мы бьем в барабаны, пусть никто не увидит это как результат, но то, что мы били в барабаны в этих важных местах, изменит в целом будущее всей страны.

Из-за того, что мы бьем в барабаны, мы уже многое испытали. Нас забирали в милицейские участки, в Чечне нас арестовали и увезли на Российскую военную базу, и в конце концов мы попали в фильтрационный лагерь в Грозном. Но везде, где были слышны звуки барабанов – у Кремля, в Чечне, в Грозном – всегда мы делали нашими барабанами очень важное дело. Звуки барабанов станут началом новой настоящей истории и люди это увидят. Это никогда не пройдет впустую. И люди в конце концов поверят, что этими барабанами страна может быть спасена. Такова истинная практика Лотосовой Сутры в этот век.

Звуки барабана слышали у Кремля, у Белого Дома, на Красной площади у Вечного огня на протяжении всей чеченской войны. В Грозном за нашими барабанами двинулась многотысячная антивоенная демонстрация. Вскоре после того, мы были арестованы и брошены в фильтрационный лагерь. Нас могли убить тогда. Но даже там, в лагере, мы смогли бить в барабаны и русские солдаты слышали эти звуки. И многие изменили свое отношение к нам. Это хороший знак, несмотря на то, что правительство России уже давно не следует Дхарме, совершая все виды тягчайших преступлений: уничтожение другого народа, обирание собственного народа, бесконечная ложь, насилие над людьми. Согласно Сутре О Деяниях И Дхарме Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость, такая страна упадет в ад также быстро, как пойдет дождь. Это уже происходит сейчас с правительством России.

Но в то же время есть знак надежды. То, что мы били в барабаны везде в тех местах, и люди слышали это, и некоторые изменили свое отношение к нам, является таким знаком. Может быть, те русские солдаты, которые слышали звуки наших барабанов, начнут изменять Россию к лучшему. То же и с Чечней. Там, среди великих страданий, в Чечне люди слышали барабаны и следовали за нами в великой надежде и из этой надежды вырастет будущее.

Это то, как действует Будда. Женя и Настя поехали в Чечню, но без барабанов. Они ошиблись в цели.

Конечно, мы пытаемся помочь людям, хотим увидеть случившееся сами и рассказать об этом всему миру. Но это на самом деле работа журналистов и гуманитарных организаций; и совсем не работа бодхисаттв Лотосовой Сутры.

Бить в барабаны – вот зачем мы туда едем. И если мы не делаем этого, истинная цель совершенно пропадает.

Нам надо помнить об этом. И Насте с Женей необходимо раскаяние, они должны осознать эту ошибку. Мы не ездим туда лишь затем, чтобы увидеть страдания людей. Это работа журналистов. Конечно, статьи, передачи, видеофильмы – все это может помочь Чечне. Но ведь на самом деле журналисты получают за это деньги. И фактически они зарабатывают на страданиях людей. Мы никогда не должны следовать такому пути. Мы должны по-настоящему хранить Лотосовую Сутру.

Бить в барабан! – вот истинная цель нашего движения и это то, как мы на самом деле можем защитить и спасти людей.

Завершение семидневной практики
(07.12.95, Харьков)

Наша семидневная практика почти завершена и завтра мы будем праздновать День Просветления Будды Шакьямуни.

Несмотря на то, что эта практика совсем нелегка, мы все смогли ее завершить. На время практики мы отказываемся от пищи и воды, практически все время сидим на одном месте и естественно к нам приходят ощущения голода и жажды, усталости и боли во всем теле. И если мы сдаемся, отступаем перед этими трудностями, то не сможем дойти в нашей практике до конца. Необходимо преодолевать все эти физические трудности. Тогда, обретая чистое сознание и ясное видение, нашим телом, голосом, мыслями и самой жизнью мы проникаем в Учение Будды.

Когда трудности преодолены, усталость и боль, все неприятные ощущения исчезают, заканчиваются. Другими словами, они – лишь препятствия в практике учения и, если мы сдаемся и прекращаем практику, тогда это конец и мы побеждены. Но если мы не отступаем и, преодолевая все препятствия, завершаем практику, тогда все эти трудности становятся подобными сну, миражу, рассеиваются, как туман.

На протяжении всех семи дней стояла прекрасная, мягкая погода. Здесь в лесу очень тихо и спокойно, и, конечно, это лучшее место для такой практики. Вчера выпал свежий снег, и, как будто желая поздравить нас, вышла полная луна. Сегодня редкие снежинки падают подобно лепесткам небесных цветов, и над чистым снежным ковром – глубокая лазурь утреннего неба. Так природа показывает достижения нашей практики, ибо все происходящее во вселенной является отражением нашего сознания. Такая чудесная погода свидетельствует о том, что все боги и драконы радуются, приветствуя нас. Духи этого леса также покровительствовали всей нашей практике и мы должны с благодарностью помнить об этом.

Все это знаки того, что мы в нашей практике бодхисаттвы в следующем году сможем победить Мару и так же, как сегодняшним утром, на землю придут мир и покой.

Выпрыгнувшие из-под земли

(07.06.96, Киев)

Сегодня сюда, в Киев, на праздничную церемонию Весак съехались монахи из разных мест. Монахи из Донецка привезли свежий номер нашего ежегодного журнала «Выпрыг­нувшие из-под земли». Таково название XV главы Лотосовой Сутры, в самом начале которой описывается как из-под земли «одновременно выпрыгнули неисчислимые тысячи, десятки тысяч… бодхисаттв-махасаттв», которые, как сказал Будда:

«После моего ухода будут защищать, хранить, читать, декламировать и широко проповедовать эту Сутру».

Появление этих бодхисаттв на Великом Собрании – самый трогательный момент и чудесное событие за все время проповеди Лотосовой Сутры. Благодаря их внезапному появлению, открывается ее глубочайший смысл и проявляются скрытые свободные божественные силы Татхагаты, о чем повествует следующая, XVI глава – самая сокровенная глава Сутры, в которой Будда открывает тайну своей вечной жизни.

Сегодня мы практикуем Лотосовую Сутру, веря в эту XVI главу и потому никто иной, но именно мы являемся бодхисаттвами, выпрыгнувшими из-под земли, и благодаря нашему появлению, в этом мире будет существовать глубочайшая истина Лотосовой Сутры. В этом заключается смысл нашей жизни и суть нашей практики как монахов-бодхисаттв.

«Эти бодхисаттвы всегда пребывают в пространстве внизу» и появляются в этом мире только дважды. Первый раз они появились 2500 лет тому назад, когда Будда Шакьямуни проповедовал Лотосовую Сутру на горе Гридхракута в Индии. И еще раз они появляются, выпрыгивают из-под земли сегодня, все остальное время о них никто не знает и они никак не проявляют себя. Но продолжительность их практики больше чем жизнь вечного Будды:

«Эти бодхисаттвы бесчисленные кальпы постигают мудрость Будды… день и ночь постоянно продвигаются в совершенствовании…»

То, что скрыто глубоко внизу, под землей – «природа» будды, существовавшая задолго до того, как Будда Шакьямуни обрел аннутара-самьяк-самбодхи в Бодхгае в Индии. Мы выпрыгнули из-под земли, появились из этой «природы» будды, и наша «природа» будды существует не потому, что мы следуем его учению. Она пребывает всегда и как абсолютная реальность, вечна, но проявляется лишь когда приходит время широко проповедовать Лотосовую Сутру. Наша молитва Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё должно рождаться в этой «природе» будды исходить из нее, из такой глубины. Они:

…Постоянно следуют дхуте
И стремятся в спокойные места…
…Не находят удовольствия
В многочисленных разговорах.
Все эти сыны изучают Дхарму моего Пути,
День и ночь постоянно продвигаются
в совершенствовании,
Так как ищут Путь Будды.
Они пребывают в пространстве
под миром саха,
Сила их желаний и памяти тверда.
Они постоянно упорно стремятся к мудрости, Проповедуют различные Чудесные Дхармы,
И в их сердцах нет страха…
…Они не замутнены мирскими законами
И подобны цветку лотоса в водах…
…У этих бодхисаттв намерения тверды,
В них нет робости и слабости,
Бесчисленные кальпы они следуют
По Пути бодхисаттв,
Умело отвечают на трудные вопросы,
В их сердцах нет страха,
В их сердцах утвердилось терпение,
Они прямы, справедливы, величественны,
Обладают добродетелями.
Их восхваляют будды десяти сторон света…
(гл. XV, «Выпрыгнувшие из-под земли»)

Нам надлежит следовать этому примеру, и тогда, благодаря нашему появлению «из-под земли» и великой силе самой Лотосовой Сутры, глубочайшая, скрытая «природа» будды пробудится и проявится в каждом живом существе. У нас нет никакой другой цели быть монахами и следовать учению этой Сутры. С этой целью мы родились и такова наша клятва, которую мы дали в прошлых жизнях. Наш путь не начался недавно и не длится всего несколько лет – в далеком прошлом мы дали эту клятву, и она привела нас в этот мир.

И сейчас, ясно понимая свое предназначение, пожалуйста широко странствуйте повсюду, чтобы все слышали звуки Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё. В начале XV главы, где описывается появление из-под земли бесчисленного количества бодхисаттв, говорится о четырех их наставниках, лидерах, имена которых содержат слово «деяние», истинное значение которого – шествовать, идти, странствовать.

«…Эти четверо бодхисаттв среди бодхисаттв были самыми главными, подобными тем, кто своим голосом направляет пение в хоре».

Этим голосом является Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё, и благодаря ему в этом мире и в каждом живом существе пробуждается вечная «природа» будды. В этом заключаются блага чудесных божественных сил Будды и благо Лотосовой Сутры.

Вы должны без всякого страха идти в мир к людям. Наш век это темный и грязный век, наполненный страхом, «природа» будды в людях этого века так глубоко сокрыта, что никто не знает настоящей цели жизни. Общество погрязло в огромных проблемах, страна находится в упадке. Причина этого – глубокое неведение в сознании всех людей, но каждый человек на самом деле ждет пробуждения от этого неведения. Давайте пробудим «природу» будды в каждом нашим собственным голосом и своими деяниями, широко странствуя повсюду.

 

Комментарии пользователей