Главная » Кто мы? » Учителя » 4. Ицхак Адизес »

Как вести дела с друзьями и семьей

Как вести дела с друзьями и семьей

Автор: Ицхак Адизес

Перевод: Виктория Кучерчук

Не так давно я узнал, что в сербской традиционной культуре одалживать деньги своим близким запрещено.

Схожим образом и в еврейской традиции рекомендуется никогда не давать деньги в долг другу или члену семьи. Вместо этого вам следует сделать им подарок – столько, сколько можете себе позволить, даже если это меньше, чем им в действительности нужно.

Что же такое происходит? И почему семейные дела преисполнены интриг, сражений и тяжелых чувств, а иногда даже ведут к трагедиям?

В конечном счете, я испытал на собственной шкуре, что случается, если игнорируешь рекомендации сербской или еврейской культуры, когда вовлекся в попытки деловых отношений с братом моей жены.

Почему же нужно не давать в долг членам семьи и друзьям, а взамен дарить им подарки – большие настолько, насколько можешь себе позволить? Потому что, даря подарок, ты избавлен от ожиданий обязательного и своевременного возврата.

Сравнительно с этим, когда ты даешь деньги в долг, ты пристально следишь за своим должником, и если он тратит деньги на то, что не является абсолютно необходимым, ты негодуешь и протестуешь, и будешь возражать против его нормального уклада жизни до тех пор, пока он не отдаст тебе то, что одолжил.

Но это возмущение – улица с двусторонним, а не односторонним движением. Он также будет негодовать – из-за своего зависимого от вас положения. “Зависимость подпитывает презрение,” – сказал мне однажды мой друг-психиатр. Есть даже такое китайское выражение: “За что ты так на меня обижен? Я же тебе не помогал!”

Если вы одалживаете деньги своему брату, а он по какой-то причине их не отдает, вы будете в обиде на него, а он на вас – и ваши братские чувства растают.

В еврейской традиции добродетельный человек дает тзедаку, анонимное пожертвование. Это означает, что он не ждет чего-либо взамен, и тот, кто получает помощь, не знает, на кого должен быть направлен его гнев… так что благодетелю выгоднее оставаться неизвестным.

Почему же семейное партнерство – такая сложность? Гораздо большая, чем дела несемейные? Потому что не продумываем всех деталей, когда договариваемся. Потому что не вооружены в отношениях и не составляем соглашений с адвокатами, как мы поступили бы не с членами семьи.

Вступая в дело с братом или сестрой, вы полагаете: “Мы все сможем уладить. Мы же семья”. Ничто не зафиксировано железно – и необходимые детали упускаются из виду. А как всем нам известно, дьявол – именно в деталях. Когда в результате дьявол себя проявляет, не бывает более ожесточенных сражений, до смерти, чем между братьями и сестрами.

Чем ближе вам человек, тем внимательными вам следует быть в составлении соглашений и документов.

Почему мы этого не делаем? Потому что мы семья. Нам не комфортно вести переговоры и спорить с семьей. Но то, чего мы не сделаем, когда путешествие начинается, нам все-таки придется сделать, когда мы застрянем где-нибудь в пути. Мы станем вести переговоры позже, и позже будем сражаться и разрушать семью.

За все приходится платить, и, похоже, нам стоит задумываться о том, что будет, если придется развестись, еще до того, как вступать в брак

Искренне Ваш,
Dr. Ichak Kalderon Adizes

 

Комментарии пользователей
  • Асет

    Да, действительно китайская поговорка является очень тонким наблюдением. Испытал на себе гнев за помощь… Спасибо за статью!