Kluchi_k_riskuЧаще всего риски у людей ассоциируются с форс-мажорным или финансовым крахом. Только появление новых конкурентов или перспективных технологий — тоже риски, и они не менее опасные. Одним словом, можно любые потенциальные угрозы не просто взять под контроль, но также превратить в новые возможности.

Рисками можно управлять, при этом следует помнить, их количество ежедневно увеличивается.

Многие полагают, что внимания достойны лишь три вида рисков: стихийные, финансовые и операционные. В условиях современного рынка самую большую угрозу приносят стратегические риски (именно они и предоставляют наиболее большие возможности). Вообще, считается, что существует семь видов стратегических рисков, которые могут стать причинами провала.

Отрасль. Если государству ослабить контроль в какой-нибудь отрасли, все игроки на этом рынке не смогут удержать позиции.

Технология. Новые технологии, на которые организации возлагают большие надежды, могут не оправдать никаких ожиданий.

Бренд. Репутация бренда может ухудшиться, и это повлечет снижение прибыли компании.

Конкуренты. Если на рынке появляются новые сильные игроки, они могут увести большую часть клиентов.

Клиенты. Если предпочтения клиентов изменяются, и организация не успевает реагировать, это может серьезно отразиться на прибыли организации.

Проекты. Важные проекты могут провалиться, вследствие чего компания может потерять свои позиции.

Стагнация. Если вдруг компания перестанет расти и развиваться, то ее ожидает провал.

Чтобы извлечь из рисков максимальную пользу и снизить их влияние на компанию, нужно спланировать, построить процесс отслеживания, оценки рисков, который предполагает следующие этапы:

— Определение видов стратегических рисков, которые угрожают бизнесу. На данном этапе рекомендуется выявить все причины возникновения и найти ответы на вопрос: «Почему данный риск повлияет на компанию?».

— Измерение значимости для компании выявленных рисков и их вероятности.

— Просчитывание возможностей, которые связаны с выявленными рисками.

— Составление плана действий.

Нужно обязательно назначить ответственного человека за мониторинг стратегических рисков. Это может быть даже финансовый директор. Главные лица не смогут уделять достаточно времени мониторингу. Финансовый директор сведущ в стабильности, а также финансовом состоянии. Именно он отлично разбирается в любых денежных потоках, тонкостях бюджетного процесса. Поэтому задача первого лица — убедить финансового директора эти новые обязанности взять на себя. Если это удастся — организация сделает свой первый шаг к превращению рисков в реальные возможности для развития.

Снизить стратегические риски невозможно, проделав лишь одно действие. Требуется целый комплекс специальных мероприятий:

  • Технологические мероприятия
  • Проектные
  • Связанные с клиентами
  • Связанные с конкурентами
  • Связанные с брендом
  • Отраслевые
  • Стагнационные

Существуют ошибки, которые мешают компаниям делать из рисков возможности. Нужно быть осторожными, так как проиграть может даже успешная организация, если руководство допустит такие ошибки:

  • Побоится смотреть в лицо реальности.
  • Не сможет дать отказ старым и проверенным продуктам, процессам и т.п.
  • Побоится потратить деньги.

Если внедрить хотя бы какую-то часть из практик, компания сможет уверенно смотреть в будущее. Это можно отнести ко всем организациям, даже которые считают, что имеют позиции настолько сильные, что занятия мониторингом стратегических рисков не имеют смысла. Ведь стратегические риски опаснее, когда компания становится лидером и достигает пика успеха.

 

Юлия Кобзева

Комментарии закрыты.