Главная » Кто мы? » Команда » Публикации в прессе » Либерри »

Кризисные моменты в жизни ребенка

krizis-rebenkaЧасто мы наблюдаем, как наши дети становятся неуправляемыми, “прямо от рук отбились”, не послушные, им становиться не интересно то, что еще вчера увлекало все их внимание и время.

Все верно! С ребенком происходят изменения, и не только в поведении. Взросление в первую очередь — это созревание организма, головного мозга, когда он готов включить новые центры, зоны и функции, а отражается это в первую очередь на поведении.

Эти переходы принято называть “возрастными кризисами”, они помогают взрослым людям осознать, к чему они пришли за определенный период жизни, а для ребенка — это преобразование организма и новые открытия, осознания событий в жизни. И в эти периоды ребенок не контролирует свое поведение.

Для человеческого организма и его психики возрастной кризис — абсолютно нормальное явление, и даже больше — оно необходимое и неизбежное.

Родителям остается только принять, что ребенок меняется, и главное, это не проявление ответной “родительской силы” и усиление воспитания, а поддержка и понимание. Так или иначе, все кризисы временные, и пройдут очень скоро, главное, чуть терпения и самообладания.

Хотя если ребенок ведет себя через чур откровенно и хамит вам, мешает жить окружающим в семье, то терпения и самообладания может и не хватить, и одаривать ребенка своим “одобрением” не стоит.

Все же трудно искать золотую середину между нормальной твердостью характера родителей и гранью между поддержкой и явным усилением строгости в воспитании.

Давайте, попробуем разобраться в кризисе 7 лет.

Теперь ваш ребенок думает не образами, а словами. То есть отныне ребенок не только “видит картинку”, но и еще “слышит свой внутренний голос”. И если мы, взрослые, уже и не помним, что может быть по-другому, то ему только предстоит учиться жить с этим.

У ребенка происходит перестройка нервной системы, и в ней преобладают процессы возбуждения. А это значит, что в эмоциональном плане семилетние дети очень нестабильны и открыты к воздействию различных факторов. В том числе и отрицательных: страх, агрессия, негативизм.

Еще семилетки расширяют свое представление об окружающих. Теперь они видят и понимают не только чувства других людей, но и пытаются осознать свое место в социуме. Они осознают иерархию взаимоотношений, нормы и правила, существующие во взрослом мире. И некоторые открытия могут оказаться для них шокирующими. Например, дети выясняют, что у некоторых одноклассников родители живут порознь, потому что разведены.

И это новое знание, что родители могут разъехаться или, наоборот, что не все, оказывается, живут только с мамой — вызывают серьезные переживания. Дети начинают улавливать малейшие конфликты между мамой и папой, бояться ссор или винить себя и свое появление на свет в том, что папа ушел от мамы.

Также у ребенка открывается жажда познания. Ему больше не интересно играть, он хочет узнавать что-то новое. Именно эта потребность, к слову сказать, и является залогом успешного обучения в школе.

Проблемы:

  • В этом возрасте пропадает детская непосредственность: малыши перестают быть простыми и понятными. Объясняется это тем, что дети начинают задумываться над своими переживаниями и анализировать их.
  • У семилеток нарастает внутренний конфликт между “я хочу” и “так надо”.
  • Семилетний ребенок начинает понимать смысл своих переживаний и облекает их в слова.
  • Также у детей появляется способность обобщать переживания: если с ним много раз случалась какая-то ситуация, на ее фоне формируется отношение к себе, к своим возможностям. То есть если его, например, преследуют неудачи, это способно развить в ребенке чувство неполноценности и заниженную самооценку.

Что делать?

Будьте внимательны к своему ребенку: ему сейчас особенно нужна ваша поддержка и забота. Задавайте ему больше вопросов, начинающихся со слова “Как?” (например: «Как дела в школе?» вместо «Что ты получил по математике?»).

Подавайте пример: продемонстрируйте ребенку взрослый пример решения проблем, расскажите о своих переживаниях и о том, как вы вышли из затруднительной, конфликтной ситуации. Полезно подобрать поучительные сказки и рассказы. Ребенок учится владеть своими эмоциями и переживаниями, так покажите ему мастер-класс!

Приобщайте своего малыша к интеллектуальным играм и упражнениям. Так вы не только удовлетворите его жажду познания, но и облегчите процесс адаптации в первом классе. Ведь чем больше ребенок знает, тем увереннее он будет себя чувствовать на уроке.

Признайте за ребенком право находиться в плохом настроении, переживать негативные эмоции, быть не таким, каким бы вам хотелось. Не требуйте от него больше, чем он может.

Поощряйте его общение со сверстниками. Сейчас самое время учиться строить взаимоотношения.

Алекс Дейнеко

Комментарии закрыты.