Главная » Кто мы? » Команда » Публикации в прессе » finbilim.kg »

Превратите себя в органайзер

size-5-optionsВ наше время существуют различные тренинги, которые направлены на развитие личности, управление персоналом и развитие бизнеса. Но, чтобы все полученные знания человек мог использовать в своей жизни и работе, он должен иметь хорошую память.

Скажите, а Вам известно, что емкость памяти обычного человека составляет 300 Эксабайт? И это в миллиарды раз превосходит возможности любого современного компьютера. Если бы человеческий мозг в одну секунду непрерывно загружали десятью единицами определенной информации, и было бы это в течение ста лет без отдыха и сна, то заполненным было бы менее 10% суммарного объема нашей памяти.

Если еще учесть, что наша память — это не пассивное хранилище, напоминающее кладовку, а активный процесс, где клетки-нейроны мозга обмениваются друг с другом информацией, образовывая новые связи-ассоциации, то цифры получатся более впечатляющими. Как утверждает академик Анохи, каждый из 10 миллиардов нейронов нашего мозга может образовать 10 в 28 степени связей. Если 1 нейрон обладает таким потенциалом, то зачем же тогда мозг в целом? Возможности человеческого мозга поистине безграничны, до сегодняшнего дня еще не нашлось и одного человека, который бы смог использовать весь этот потенциал.

Но почему так ничтожны эти результаты? Если действительно возможности мозга так велики, почему мы устаем в течение лишь полуторачасового занятия? И если наша память настолько неисчерпаема, почему человек подчас не может запомнить учебный материал, даже когда от этого зависит очень многое. И почему тогда из безграничной памяти как-то выпадает самая нужная и незатейливая информация, например, номер телефона, который понадобился срочно, имя человека, день рождения приятеля и т.д.

Существует множество вариантов ответов. Вот один из них: мозг работает нерационально. Он трудится с КПД паровоза и на пределе возможного, поэтому он распределяет информацию неупорядоченно и хаотично. Переполнить память нельзя, ведь там хватит места для любой информации. Но более реальна другая опасность, основанная на бессистемном набивании памяти чепухой, при этом теряется все действительно важное и ценное. В такую ловушку люди попадаются часто.

Если наш мозг представить в виде библиотеки-хранилища, память обычного человека зачастую уподобляется огромным помещениям, которые доверху забиты хламом, где множество книг беспорядочно разбросаны, грудами свалены на столах, шкафах, полу, подоконниках и в коридорах… В данном случае чтобы найти необходимую запись, нужно перелопатить огромные горы ненужных газет, книг, брошюр, журналов, листочков, блокнотов и разрозненных обрывков. Здесь предстоит колоссальная работа, причем усталость гарантирована, а найдется ли нужное, еще не известно. При этом главная помеха — большой объем памяти: чем больше будут размеры «книгохранилища», тем больше будет в нем сваленных книг, тем труднее искать нужную брошюру!

А теперь другой вариант. Представьте, что память оборудована очень хорошо, то есть библиотека упорядочена. Все книги аккуратно расставлены на своих местах, с удобным доступом, все они правильно пронумерованы, а также внесены в специальный библиотечный каталог. Каталог сделан очень аккуратно, он максимально приспособлен для того, чтобы в любую минуту легко можно было найти нужную книгу. Запоминание, воспроизведение в «памятехранилище» совсем не представляет проблем, так как вся искомая информация в нужный момент выскакивает сама, при этом работа с памятью легка, высокоэффективна, непринужденна, доставляет ее обладателю огромное наслаждение.

Если человек хочет эффективно пользоваться памятью, он, во-первых, должен в совершенстве овладеть своей волей и вниманием, чтобы уметь свободно руководствоваться ячейками своей памяти, концентрируясь на той, которая нужна в данный момент.

Во-вторых, нужно создать свой личный «библиотечный каталог» для входящей информации.

На пути к достижению всех возможностей памяти есть одно досадное препятствие. Суть заключена в том, что память фиксирует, а затем сохраняет все, с чем человек когда-нибудь в своей жизни имел дело. Она устроена так, что на самой большой части необъятных хранилищ информации находится огромный замок, поэтому произвольный доступ, как правило, закрыт. Универсального способа для взлома замка пока еще никто не придумал.

Только если взломать замок не получается, может быть есть возможность подобрать код или отмычку? Это действительно возможно! Это особый язык, на котором разговаривает правое полушарие. Именно оно хранит огромные массивы информации, накапливаемые за всю жизнь.

Чтобы получить доступ к своим «правополушарным» хранилищам информации, нужно завязать разговор правым полушарием. Делать это нужно на понятном языке, то есть языке визуальных образов и звуков или других ощущений. Только с этим у современных людей много проблем. Как-то давно цивилизация пошла по особому пути развития своей письменности, а также абстрактно–знакового информационного кодирования. Это все является языком левого полушария, при этом именно левое, абстрактно-знаковое и речевое полушарие было интенсивно специализировано, и более того, в ходе развития общества «востребовалось». Этот путь человечеству предоставил значительные преимущества, за которыми не сразу обнаружилось, что в ходе неоправданных сдвигов интеллектуальной деятельности современных людей «в левополушарную сторону» с наименьшим использованием правополушарной обработки, было потеряно многое. В первую очередь, можно это отнести к творчеству и памяти. Возрождение возможностей человеческого правополушарного мышления открывает огромные перспективы, способствующие овладению скрытыми резервами мозга и памяти.

Вот 2 главных принципа. Именно на них опираются психологические методы по развитию памяти:

— Упорядочение информационного банка памяти, наведение порядка хранящихся сведений. Это своеобразная дефрагментация памяти, удобная и аккуратная для работы сортировка всех ее элементов.

— Активное употребление «правополушарного языка» мозга, то есть языка чувств и образов для создания «каталожных маркеров», это позволяет надежно «помечать», быстро находить информацию и увеличивать эффективность воспоминания и запоминания.

Именно на фундаменте этих принципов выстраиваются многие специальные техники запоминания, мнемонические техники. Обученный этим техникам, может запомнить без труда материал, а потом воспроизвести 100, 200 и более слов с самого первого прочтения. Каждый человек может подобно ходячему органайзеру хранить в своей памяти сотни номеров телефонов, длинных многобуквенных паролей и т.д. Человек может быстро запоминать огромные хронологические таблицы, иностранные слова и многое другое.

Комментарии закрыты.