rebenok_SMIМы живем в век технологий. Каждый год появляются все новые и новые устройства, различные гаджеты, которые помогают нам получать и распространять нужную информацию. Современный человек уже не может представить себе жизнь без телевизоров, телефонов, компьютеров и др. Они прочно вошли в нашу жизнь. Но перед многими встает вопрос: «Какое влияние на нас оказывают информационные технологии? Вся ли та информация которая транслируется полезна и нужна?». В настоящее время проводятся сотни исследований по изучению влияния СМИ на развитие человека, характер его деятельности, на ценности и отношение к жизни. И часто результаты не утешительны и даже пугающе. Особенно родители, которые столкнулись с этой проблемой лицом к лицу, бьют тревогу.

Начнем с того, что чем старше становится ребенок, тем больше  информации внедряется в его жизнь. С рождения и до поступления ребенка в школу основными агентами развития являются близкие взрослые. Они транслируют важную информацию, играют главенствующую роль в воспитании. При переходе же ребенка в школу, ситуация резко меняется. Важность родителей конечно остается, но уходит на второй план. Ведь теперь для ребенка более привлекательны учитель,  сверстники, и конечно СМИ. Ребенок становится более самостоятельным, точнее сказать родители сами требуют от ребенка самостоятельности, ведь теперь он школьник. А следовательно и контролировать его становится все труднее. Тем более, что в наше время родители часто заняты. Согласно статистическим исследованиям, за школьные годы ребенок проводит около телевизора 15 тысяч часов. Средний выпускник школы помимо различных передач, успевает посмотреть 350 тысяч рекламных роликов и 18 тысяч убийств.  А за последние десятилетия громадно возросло влияние сети Интернет. Единственное , что занимает больше времени в жизни ребенка, чем нынешние СМИ – это сон.

Давайте разберемся что же все-таки дают нам СМИ и насколько сильно влияние их на ребенка.

В первую очередь СМИ играют просветительскую и информационную роли. Благодаря этому стены наших квартир раздвигаются до космических масштабов. И не выходя из дома, мы можем побывать в разных уголках света, узнать интересные вещи. Таким образом, мы расширяем наш кругозор и повышаем интеллектуальный уровень в целом.

Во-вторых, это современное средство коммуникации и общения. За счет радио, интернета мы можем найти единомышленников, выразить себя в общении, поговорить с партнерами по интересующим нас проблемам.

В-третьих, через СМИ мы усваиваем нормы, правила поведения в обществе, культурные ценности. Это современное средство воспитания.

В-четвертых, за счет СМИ мы легко и просто можем решить простые практические задачи, начиная с того, где купить интересующую нас вещь и куда пойти, до решения различных математических задач и более.

В целом, положительные свойства информационных технологий можно перечислять еще долго. При этом, конечно же, не нужно забывать и о вреде тех же СМИ.

Если говорить о физическом состоянии ребенка – это и ухудшение зрения, ослабление иммунитета, переутомление, раздражительность, нарушение сна и общее ослабление физических функций. Что же касается психического развития, также есть на что обратить внимание:

  • Дезорганизация психической деятельности. Быстрая и частая смена картинок, перепады звукопередачи приводят к нарушению концентрации внимания, ослаблению памяти и, вообще, снижению активности мозговой деятельности.
  • Ослабление воли и подавление сознания. Поток зрительной и слуховой информации воспринимается пассивно (это относится и к Интернету также), не требуя сосредоточенности и умственного напряжения, и, в конечном счете, приводит к подавленному гипнотическому состоянию.
  • Содержание  материалов зачастую носит негативные установки и культивирует аморальное поведение. Герои передач, мультфильмов, компьютерных игр воспринимаются как примеры для подражания. Следовательно, поведение этих героев усваивается нашими детьми и реализуется в жизни.
  • Рост агрессивного поведения. В программах различного содержания, компьютерных играх «хорошие» убивают и мстят «нехорошим», а в компьютерных играх ребенок сам за главного героя, и ему нужно как можно больше убить. Естественно, дети начинают воспринимать такое поведение как нормальное, одобряемое обществом, постепенно стирается граница между добром и злом, нарушаются моральные нормы.
  • Нарушения взаимоотношений с окружающими. Ребенок постоянно находится сам с собой, а телевизор и компьютер заменяют ему друга, собеседника, партнера по играм. Вследствие чего, возрастает индивидуализм, одиночество, для ребенка становится сложным открыться, завести дружеские взаимоотношения.

В общем, СМИ оказывают значительное негативное влияние. Как же быть? Возможности полностью лишить ребенка телевизора или компьютера нет, да и зачем, ведь столько позитивного они несут. Психологи советуют ограничивать время нахождения у телеэкранов и планшетов. Родителям следует контролировать содержание программ, тем более, что на каналах появились маркировки передач.

С Интернетом дело обстоит в этом плане сложнее. После просмотра передач или материалов, попросите ребенка рассказать то, что он видел и слышал. Таким образом, вы не только активизируете его мозговую деятельность, но и проведете анализ поведения героев, дадите адекватную оценку и сформируете нужные нормы и ценности.

Следует проводить с ребенком больше времени, что поможет усилить семейные связи. Предложите ребенку занятия спортом, музыкой или другими видами. Таким образом, у ребенка не только будем меньше времени на СМИ, но и будут формироваться полезные умения и навыки и, самое главное, появятся единомышленники и друзья. Тогда ему самому не захочется сидеть возле телевизора и компьютера. Ведь очень важно  когда тебя любят, ценят и понимают.

 Белецкая Анна

Комментарии закрыты.