Кризис на рынке, как активатор психологических защит
Каждый удачливый предприниматель, с которым я пересекался в жизни: однозначно психолог-практик. Но наука психология богата теорией, которая остается бизнесмену недоступной из-за сложного и витиеватого изложения в спец. литературе. С вашего позволения, хочу поделиться практическими примерами психологических защит.
Зачем?
Психологические защиты нужны человеческой психике для того, чтобы уберегать себя от сильных переживаний и душевной боли. Это природное стремление психики к балансу: «Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния безопасности»
Человек стремится к безопасности во вторую очередь после удовлетворения физических потребностей, таких как голод и жажда, это понятно из пирамиды Маслоу. (не знаем что это — гуглим).
Кризис на рынке, как активатор психологических защит. Почему?
Так уж устроена психика человека, а предприниматель не робот, он человек. Он не может не испытывать эмоций и потрясений, которые в кризисное время на каждом шагу.
Перечислю способы психических защит: отрицание, забывание, вытеснение, проекция, интеллектуализация.
Сейчас мы поговорим об отрицании в бизнесе.
Часто, защита действительно нужна, чтобы сохранить свою «крышу» и не сойти с ума. Например, если человек узнал о смерти близкого человека, отрицание — есть защита необходимая для сохранения психики в норме при ударе от потери, это временное отрицание факта потери.
Другое дело, когда отрицание врывается в профессиональную повседневность, когда предприниматель, желая избежать поиска решения проблем, просто их бессознательно не видит, отрицает. Я не раз сталкивался с тем, что менеджеры искажают реальность, отрицая то, что происходит в компании или на рынке. Я бы назвал это эффектом «царя горы», когда лидерство давно в прошлом, маленькие и быстрые конкуренты «отгрызают» большие доли рынка, а менеджеры отрицают факт «смерти и потери» рынка, искажая реальность парадигмой — «У НАС НЕТ ПРОБЛЕМ» искусственно продлевая психологическую стабильность. Понятно, что кризис приходит, несмотря на психические защиты. Но ведь человеческая природа такова (она имеет психологические защиты) и это надо учитывать, при определении слабого звена в системе, которое подчас и есть это самое отрицание.
Или вот такой пример: часто руководитель компании «отрицает» регулярный менеджмент, который необходим для перехода ее из жизненного цикла «тусовки» в «механизацию», аргументирую тем, что мы одна семья и нам не нужны стандарты и алгоритмы, что бы быть эффективными и результативными. Но ведь «законы бизнеса», как и законы Мироздания не обманешь. Либо мы переходим на следующий этап, либо организация освобождает место для тех, кто смог «механизироваться».
Или руководитель откладывают решение ключевых сложных задач на «завтра», что по сути есть отрицание, что «ПРОБЛЕМА ЕСТЬ» и ее нужно решать сейчас.
Или когда работники указывают на дисфункциональную проблематику и сообщают о ней, а руководитель отрицает ее (пряча голову как страус), что ведет со временем к патологии, которая приводит к очень плачевным последствиям для системы бизнеса.
Всем нужно зеркало рефлексии «в полный рост». Отрицание искажает восприятие реальности, но увидеть его человек самостоятельно не может, так же как и компания, «повязая» в коллективной иллюзии, не способна увидеть собственное отрицание, поэтому личность обращается к психологу, а компания к кому придётся.
Автор статьи, основатель нашей консалтинговой группы — Дмитрий Чуприна и именно ему вы можете задать интересующие вас вопросы, как на Fb: ChuprinaKZ, или позвонить по любому из телефонов указанных на нашем сайте.