Главная » Интересное »

Как выжить бизнесу в условиях высокой турбулентности. Советы Дмитрия Чуприны

Экономике Кыргызстана в этом году придется несладко. Это было ясно уже после того, как многие кыргызстанцы на своей шкуре почувствовали, как борьба государства с коронавирусом сокращает их финансовое благосостояние. Однако политические события, произошедшие в Бишкеке 6 октября, нанесли еще один удар экономике, которая и так едва стояла на ногах. О том, как выжить бизнесу, редакция Kaktus.media узнала у эксперта по организационному развитию Дмитрия Чуприны.

Кстати, Дмитрий Чуприна примет участие в мероприятии, направленном на поддержку бизнеса в условиях хаоса и неопределенности “Пересборка бизнеса”. Оно пройдет в Бишкеке с 3 по 5 декабря. Подробности читайте здесь: https://plan.chuprina-partners.com/

– Дмитрий, политическая и экономическая реальность в Кыргызстане меняется с такой скоростью, что у бизнеса нет времени, чтобы адаптироваться к ситуации. Что делать?

– Если сейчас спросить любого предпринимателя в Кыргызстане, что для него является ключевым вызовом в 2020 году, то практически каждый ответит, что главный вопрос – как удержаться на плаву. Разумеется, это не касается тех отраслей, которые на подъеме – фармацевтика, аптечные сети, IT-индустрия.

“Но даже представители этих отраслей понимают, что при общем обнищании населения нужно искать новый подход.”

Революции, смены власти, политическая неразбериха, новые законы, коронавирус, закрытие границ, принудительная цифровизация, работа на удаленке. В этой ситуации меняется поведение потребителей. Это реалии, в котором бизнесу нужно выжить. А чтобы выжить, необходимо пересобрать компанию, чтобы она отвечала требованиям времени и запросам клиентов.

Приведу данные реального исследования. В 2018 году 47% компаний были вынуждены трансформироваться каждые три года, чтобы удержаться на плаву. В 2020 году таких компаний уже 60%. Такое сейчас время. Во второй половине XX века было проще. Компании могли работать по накатанной десятилетиями. Стабильность приводила к тому, что все привыкли жить размеренно, люди набирали кредитов, экономика работала в сторону потребления.

“Эта картина кардинально отличается от той, что мы видим сейчас в Кыргызстане и других странах. Турбулентность очень высокая.”

– Что в такой делать ситуации рядовым бизнесменам?

– Большие компании государство вытянет. Подобные компании в Кыргызстане принадлежат либо государству, либо людям, которые находятся у власти. С малым и средним бизнесом другое дело. Нужно приспосабливаться к меняющимся реалиям. У бизнеса всегда есть два пути – рост или развитие. Рост – это количественные изменения. Нанять больше продавцов, продавать больше товаров и т. д.

“Развитие – про качественные изменения. Если не заниматься развитием компании, появляются паталогические процессы, которые приводят к преждевременному старению организации, к бюрократии.”

Новая реальность мчится с огромной скоростью. У людей стресс. А в стрессе работает правило: “Бей, беги, замри”. Кто-то начинает бегать, как обезглавленная курица, другие компании выбирают стратегию выжидания, а третьи адаптируются – придумывают новые продукты, меняют структуру организации. Таких компаний, как правило, 12-15%. Они и выживают.

– А что делать остальным 85% компаний, закрываться?

– Тут мы и подходим к главному – пересборке компании. Или, как говорили раньше, организационному развитию. Это практика принятия изменений для приобретения качественно новых характеристик. Еще раз напомню, что пересборка – это про качественные изменения, а не количественные. Это не когда компания добавила в линейку новый продукт или открыла очередной магазин. Пересборка – это прогибкость, умение адаптироваться. Мир меняется все стремительнее, потребительское поведение – тоже.

“Если компания не может быстро пересобраться, она очень быстро окажется на помойке истории.”

– Как понять, что компании пора пересобираться?

– Любой собственник всегда видит, что в его компании происходит что-то не то – упали продажи, кассовые разрывы, бизнес теряет управляемость, члены команды перестали работать эффективно. В такой момент собственник понимает, что нужен апгрейд. У предпринимателя возникает сильнейший мотив меняться. И здесь есть три варианта развития событий. Или начать трансформацию компании своими силами – позвать менеджеров, честно признаться, что компания стоит у пропасти и что пора искать пути выхода из ситуации. Другой вариант – обратиться в консалтинговую компанию, которая долго и дорого будет апгрейдить компанию.

“Третий вариант – сделать пересборку бизнеса через сценарное планирование, которое мы предлагаем в своем новом проекте “Пересборка бизнеса”.”

Мы соберем на три дня руководителей и менеджеров 15 компаний. Представители каждой компании сядут за отдельный стол и под руководством опытного наставника сформулируют для себя, что делать внутри компании, чтобы выжить при любом развитии событий.

Материал из интервью с Kaktus.media

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика