Проводя тренинги, я заметила, что людям очень интересно всегда узнавать что-то новое о себе. Для этого отлично подходят различные типологии личности.
Типология (по материалам Википедии) – классификация по существенным признакам. А психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.
Типологии часто используются при подборе персонала – чтобы предварительно определить особенности кандидата. Для этого, например, используют типологию Майер-Бриггс, которая предназначена для определения одного из 16 типов личности по разным критериям: что лежит в основе принятия решений, на какую информацию человек ориентируется в ситуациях и т.д. Такой опросник содержит большое количество вопросов и его заполнение занимает много времени.
Типологии, которые можно применять на тренингах – другие.
Какими должны быть типологии, подходящие для проведения на тренингах?
Они должны быть короткими, доступными в понимании и практичными для применения и после тренинга. В список подходящих входят:
- Психогеометрия
- Цветовая типология
- Типология по темпераменту
- Типология по ведущему каналу восприятия
Каждая типология дает возможность, в первую очередь, лучше узнать себя, а во вторую – научиться разбираться в людях: своих клиентах, сотрудниках, коллегах, руководителях.
Для каких тем тренингов типологии подходят лучше всего?
Фактически для тех тем, которые касаются коммуникаций: переговоры, продажи, урегулирование конфликтов. Также типологии хорошо использовать на тренингах по подбору персонала, когда нужно учиться определять различия в кандидатах.
В данной статье разберем один пример – применение психогеометрии на тренинге по подбору персонала.
Психогеометрия – система анализа личности, которая была разработана в США, доктором психологии Сьюзен Деллингер. Она много лет проработала с персоналом и свой опыт обобщила в данной типологии. Эта методика анализа личности позволяет определить:
- к какому типу личности относится человек,
- какие качества ему присущи,
- предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации
Представление о тесте вы можете дать в блоке тренинга, раскрывающего понятие «Кандидаты на вакансии». Особенно, если вам нужно показать, что они разные и как нужно уметь определять их особенности. Саму теорию с описанием типов вы сможете дать после упражнения, в котором участники определяют себя:
На листах А3 вам нужно распечатать фигуры теста – треугольник, круг, квадрат, зигзаг и прямоугольник. Эти листы вы развешиваете по разным стенам зала, в котором проводите тренинг. Затем просите участников выбрать 1 фигуру, с которой он ассоциирует себя и подойти к ней. Когда все участники осуществят выбор, вы сможете рассказать кратко о каждой фигуре в форме диалога с группой, задавая вопросы о том, совпадает ли описание или как они себя чаще всего ведут в рабочих ситуациях.
Подробное описание каждого типа вы сможете получить, написав на: info.chuprina@gmail.com, указав ваш тип бизнеса.
Ваша задача на данном этапе тренинга рассказать теорию кратко, просто дать представление об этом, чтобы участники в последующем пропустили информацию через себя.
Чтобы закрепить понимание данной типологии, дайте еще одно задание участникам тренинга на тему «Подбор персонала»:
В 5 группах (по типу фигуры теста) на листах флипчарта участникам нужно:
- написать вакансии, которые подходят для их фигуры, и обосновать почему;
- написать основные внешние признаки, по которым можно определить тип таких кандидатов, даже не показывая им фигуру.
После этого каждая группа проводит презентацию своих наработок. Тренер обобщает полученную информацию и делает основные выводы.
В конце блока теории о кандидатах можно перейти к теме компетенций, делая логическую связку с типами теста и наличию необходимых навыков.
Такое применение типологий украсит ваши тренинги и обогатит новым опытом участников, развивая их наблюдательность и умение определять особенности разных людей.
Бизнес-тренер, коуч
Юлия Граусбард